Об этом передает CA-News. Русскую службу «Голоса Америки».
Как утверждается в докладе, наиболее активным «государством-спонсором» терроризма продолжает оставаться Иран, оказывающий «финансовую, материальную и логистическую поддержку» радикальным группировкам на Ближнем Востоке и в Центральной Азии «в попытке воспользоваться неопределенной политической ситуацией, сложившейся в результате "Арабской весны", а также в ответ на возрастающее внешнее давление на Тегеран».
В целом, список стран, поддерживающих террористическую деятельность, по сравнению с годом ранее изменился не намного. В него по-прежнему входят, помимо Ирана, Северная Корея, Куба, Сирия и Судан. В этом году из списка исчезла Ливия.
Госдепартамент отмечает укрепление контртеррористического сотрудничества США и России двусторонней Рабочей группой, созданной в в рамках Американо-российской президентской комиссии.
В разделе, посвященном Центральной Азии, авторы доклада хвалят Таджикистан за «устранение слабостей своей контртеррористической стратегии и продемонстрированную способность проводить эффективные контртеррористические операции». Усилия таджикских властей в этой области были направлены на «изоляцию радикальных исламских элементов», однако порой их мишенями становились «мирные верующие, что приводило к нарушениям прав граждан, включая свободу вероисповедания и свободу общественных объединений».
«Коррумпированная юридическая система и неправильное использование законов о борьбе с терроризмом против законной политической оппозиции мешают правительству эффективно бороться с терроризмом», – говорится в докладе.
В то время как Таджикистан сумел добиться прогресса в обеспечении безопасности своих границ, правительство страны неспособно эффективно контролировать отдаленные районы на границе с Афганистаном, отмечается в докладе.
Госдепартамент США озабочен неспособностью правительства Таджикистана эффективно выявлять и расследовать случаи отмывания денег и финансирования терроризма.
Так же как и в Таджикистане, в Узбекистане, правительство которого обеспокоено распространением терроризма из соседнего Афганистана после вывода оттуда американских войск, обвинения в терроризме и связях с террористическими группировками зачастую используются против «законного выражения политических или религиозных взглядов».
Аналогичную проблему выявили авторы доклада и в Казахстане. В сентябре прошлого года президент Нурсултан Назарбаев подписал пакет поправок, усиливающих контроль государства над религиозными организациями.
«Направленные предположительно на борьбу с религиозным экстремизмом, эти поправки резко ограничили возможности мирного отправления религиозных ритуалов в Казахстане, – говорится в докладе. – Комментаторы связали негативную реакцию на эти поправки к закону о религии с актами насилия, имевшими место в октябре и в ноябре, когда были осуществлены нападения на органы государственной безопасности, включая полицию, МВД и КНБ».
В Кыргызстане в течение 2011 года «силы безопасности проводили специальные операции против террористических организаций, в результате которых были задержаны лица, имевшие при себе взрывчатку и экстремистску литературу».
Госдепартамент США воздержался от критики Кыргызстана, равно как и Туркменистана,про который было отмечено лишь то, что персонал полиции, пограничной и таможенной служб этой страны не имеет «адекватной» подготовки.