По мнению С. Берешева, действующий на сегодняшний день порядок расчета прожиточного минимума уже не отвечает сложившейся в республике экономической ситуации. По словам директора НИИ, именно на основе объективно установленного прожиточного минимума может определяться минимальная цена услуг труда или минимальная заработная плата (МЗП). Однако “до настоящего времени не разработаны методические подходы к ее определению”. Особенно актуальна данная проблема стоит перед предприятиями-естественными монополистами при определении средств, направляемых на оплату труда, считает он.
Как отметил С. Берешев, данный вывод обусловлен тем, что статьей 5 Закона “О прожиточном минимуме” определены минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии, которые ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума, исходя из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума. И, если до начала 2003 года данное законодательное требование выполнялось, то в настоящее время сложилась ситуация, при которой минимальная заработная плата, устанавливаемая законодательством, превысила прожиточный минимум со всеми вытекающими отсюда последствиями. По итогам 2003 года прожиточный минимум в среднем по республике составил 5128 тенге, тогда как МЗП с 1 января 2004 года установлена в размере 6600 тенге.
По информации директора департамента статистики цен и труда Агентства РК по статистике Нины Кривко, в настоящее время в структуре расходов домашних хозяйств на одного среднестатистического жителя приходится 50% на оплату продовольственных товаров и столько же - на непродовольственные товары и услуги. Питание, одежда и жилье являются тремя традиционно признанными группами расходов.
Кроме того, распределение доходов домохозяйств по группам показывает, что у 10% обеспеченных домохозяйств более половины всех расходов приходится на оплату непродовольственных товаров и услуг. Меньшая часть тратится на покупку продуктов питания. У 20% наименее обеспеченных - противоположная тенденция. У этой группы населения доля вышеназванных статей в совокупных расходах в 2003 году превышала 40%. В этой связи “возможно, есть необходимость в пересмотре соотношения между продовольственной и непродовольственной частями потребительской корзины”, - считает Н. Кривко.