О том, как поднять, развить “куриную” отрасль, говорили во вторник, 29 сентября, на “круглом столе” в Сенате.
С цифрами роста, особенно если брать за точку отсчета 2000 год, на первый взгляд вроде бы неплохо.
– За последние восемь лет поголовье птицы во всех категориях хозяйств республики увеличилось с 19,3 до 30 миллионов голов, – сообщил вице-министр сельского хозяйства Арман ЕВНИЕВ.
Производство мяса птицы увеличилось до 65 тысяч тонн, то есть на 96 процентов. Чуть пониже “яичные” показатели: рост на уровне 76,6 процента.
Все бы ничего, но за эти годы и казахстанцев прибавилось, и птичьего мяса и яиц стали потреблять больше. Не поспевают за казахстанскими едоками отечественные птицеводы. Продукции стали производить вдвое больше, а аппетит сограждан возрос, судя по импорту, почти в семь раз. В 2000-м ввозили 20 тысяч тонн птичьего мяса, а в прошлом – уже 133 тысячи. И в основном из США.
С 2007-го и яйца стали импортировать. 350 миллионов штук завезли только в прошлом году. Это очень большая “не наша” яичница, основной вклад в которую внесли украинские и российские несушки.
Такой расклад не на шутку встревожил парламентариев. А сенатор Тасбай Симамбаев пригласил участников совещания… на базар:
– Вот тут говорили о 30 процентах… Пойдемте на базар, вот прямо сейчас, после “круглого стола”! Мы ни одного яйца своего не найдем!
Депутат усомнился и в статистике:
– В домашнем хозяйстве кто учет ведет, у кого дома сколько кур и яиц? Сама хозяйка толком не знает, сколько. Кто считает?
О росте поголовья скота в сельском хозяйстве тоже говорят. А в реальности вчера “Караван” читал – есть деревни, где всего три коровы на всю улицу…
Иллюстрация с сайта spim.ru.
Дорогая наша птица
В общем, ученые, парламентарии, вице-министры, финансисты и птицеводы крепко задумались: как вытеснить импорт? Как исключить “неродных” кур из меню казахстанцев? Ведь обидно: стартовали в рынок в одинаковых условиях с Россией, а у соседей расклад с точностью до наоборот к нашему: всего 32 процента мяса птицы завозят, а племенных цыплят и яйца еще и экспортируют. В том числе и нам.
Тягаться с дешевыми американскими окорочками, а это основная доля импорта, нашим курочкам вообще тяжело. Заморские ввозят по доллару за килограмм, остальное “навинчивается” при продажах, и все равно они дешевле наших, чья себестоимость – 366 тенге за килограмм.
Сейчас тройственный Таможенный союз (Россия, Беларусь и Казахстан) создает систему единых пошлин и квот, которые собираются вводить с января 2010 года. И, как сообщила вице-министр индустрии и торговли Жанар АЙТЖАНОВА, тогда “для наших птицеводов импортное мясо не будет составлять большой конкуренции, стоимость почти уравняется”.
Если подумать – не очень радостная для рядового казахстанца информация: ведь это не наша птица подешевеет, а цена окорочков поднимется.
И еще один прогноз дал председатель правления АО “Национальный управляющий холдинг “Казагро” Асылжан МАМЫТБЕКОВ:
– Объем импорта будет сокращаться не только с ростом объемов производства, но и с ростом благосостояния наших людей. Тот, кто может себе позволить купить грудинку, крылышки, не пойдет покупать окорочка. Как бы как раз по этому человеку и не ударило “уравнениями” Таможенного союза… А путь к удешевлению только один: снижение себестоимости.
Пусть кудахчут на каждом подворье!
Что нужно для взлета птичьей отрасли? Хоть и считается она “скороспелой” – быстро дает отдачу на вложенные средства, в госсубсидиях и новых инвесторах очень нуждается. Хотя бы в ближайшие пять-семь лет, для “прорыва”. А еще птицеводы от производства и птицеведы от науки выводят на первый план создание собственных племенных заводов. Это мнение президента ОЮЛ “Союз птицеводов Казахстана” Ибрагима ЖАНГУРАЗОВА.
Еще мечтают казахстанские птицеводы, чтобы вернули их в стан мелкого и среднего бизнеса. В компании с нефтяниками и газовиками им со своими “живыми организмами” неуютно, да и спрос, как с энергопотребителей первой категории, выше.
Если ко всему этому добавить еще и отлаженную, без монополистов, кормовую базу с обязательными ячменем, соей, кукурузой и рыбной мукой, тогда бы наступило полное куриное счастье и дешевый привес и, соответственно, радостные для покупателя ценники.
Впрочем, и это еще не все резервы.
– 40–45 процентов птицы производится именно в селе, где проживает 48 процентов населения. Если каждая семья будет держать по 30–50 кур, то у нас будет большой дополнительный источник мяса. И населению выгодно должно быть, и государству. Это особенно актуально для незанятого населения на юге страны, – считает сенатор Куаныш Айтаханов.
Все тут же два миллиона сельчан умножили на 50 кур… Хороший довесок получился! Призрак былого многомиллионного куриного поголовья соблазнял заманчивой кудахчущей перспективой…
Наталия Буравцева, Астана