Иллюстрируя свое высказывание, генеральный прокурор рассказал, как было освобождено от долгов предприятие “Костанай-Асбест”. Долги этого предприятия по электроэнергии “бывшие чиновники министерства энергетики и КЕГОК принудили взять на себя Экибастузскую ГРЭС-2 и довели ее до банкротства”. По этим и другим фактам, сказал Р. Тусупбеков, было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего министра энергетики, индустрии и торговли Мухтара Аблязова. В качестве другого примера Р. Тусупбеков рассказал, как проходила процедура банкротства предприятия “Казахстан Ауе Жолы”. Тогда расходы конкурсного производства составили 56 млн. тенге, а сумма погашенной кредиторской задолженности – всего 42 млн. При этом конкурсный управляющий Айдарханов получил зарплату свыше 6 млн. тенге.
Нарушения при проведении закупок выявлены в РГП “Казахстан темир жолы”. За последние два года здесь были заключены более тысячи договоров на капитальное строительство на сумму свыше 5 млрд. тенге без проведения тендера. А в том случае, когда тендер проводился (при закупке товаров и услуг), победителями объявлялись участники, предложившие максимальную цену. Руководство РГП “Казахстан темир жолы” заключило договор о поставке вагонов с некой фирмой “Той”, которая продала РГП 61 цистерну на сумму свыше $1 млн., “которые фактически принадлежали другим предприятиям, находящимся за пределами Казахстана”. “Уплатив деньги, РГП теперь не может подтвердить свое право собственности на эти вагоны”, отметил генпрокурор.
В течение ряда лет, по данным генпрокуратуры, уполномоченными государственными органами не устранялись нарушения законности у таких крупных предприятий как АО “Конденсат” ЗКО, Атырауский НПЗ, “Биопрепарат” в Степногорске, “Каскор” Мангистауская область. Все нарушения были устранены только после вмешательства генеральной прокуратуры.
Присутствовавший на совещании президент РК Нурсултан Назарбаев поручил генеральной прокуратуре довести расследование всех перечисленных в докладе Р. Тусупбекова уголовных дел до конца. “По закону все равны, для всех существует единый закон. Чем выше должностное лицо, тем больше требования к нему”, - подчеркнул глава государства.