В бездне равнодушия тонут жители района Зыряновска

“Караван” пятый год следит за драмой в Зыряновске. Мы писали, как в угоду промгиганту чиновники приняли бездумное решение затопить рудничный карьер в черте города. Как поднявшиеся в результате этого грунтовые воды затопили большой район частного сектора. Как вместо адекватной помощи люди получили невнятные, непрозрачные схемы переселения… 

На днях в корпункте “Каравана” вновь раздался звонок из Зыряновска. “О нас просто вытирают ноги”, – с отчаянием заметили жители многострадального района.


Несмотря на октябрьский холод, люди терпеливо ждали журналистов. Накипело так, что многие не могли говорить без слез. “Бомжи с пропиской”, “заложники карьера” – так сами себя называют обитатели многострадального района. Жители оказались словно в тисках. Жить дальше в разваливающихся подтопленных домах страшно. Продать аварийные дома невозможно. А ведь впереди очередная зима с местными морозами за минус 45!

– Мой дом на пригорке, – рассказала Валентина КОНОПЛЕВА. – Все было нормально, пока не прорыли водоотводящую канаву. Прямо по огороду. После этого все превратилось в болото, дом начал сползать! Мне страшно. В прошлом году я купила грузовик камней. Своими руками укладывала булыжники. В этом году ничего не осталось, все ушло вниз!

Осенью женщина обратилась к акиму Зыряновска Ларисе ГРЕЧУШНИКОВОЙ с просьбой помочь с дорогой к дому – невозможно завезти уголь, машины тонут в грязи. Градоначальник отреагировала – возле дома Коноплевой сгрузили две машины щебня и заявили: раскидывай своими силами.

Сил у простой женщины, к слову, не так много. И человеческое терпение на пределе.

На соседней улице – дом горняка Геннадия СИДОРОВА. Вся его жизнь прошла на руднике. Был под завалом, заработал букет профзаболеваний. Перед пенсией немолодые супруги решили вложиться в ремонт дома – пожить на старости лет в уюте. 

– Мы проделали огромную работу, – рассказала супруга горняка Валентина СИДОРОВА. – Подвели новый фундамент, обшили стены, поставили импортную сантехнику. Ушло больше миллиона тенге! Мы могли на эти деньги купить квартиру, но хотели жить на земле. И что? Из-за воды наш сруб ходуном ходит. Щели, сырость… За зиму сожгли 11 тонн угля, и в доме все равно был лютый холод. Аким района Ермак САЛИМОВ заявил: на двоих нам положена однокомнатная квартира, 15 квадратов. Я ему ответила: “Вы ездите на крутой машине – давайте мы вам вместо нее “Запорожец” подгоним...”. 


С 2008 года район возле затопленного карьера признан зоной ЧС. Составлена карта подтопления. Выставлены предупреждающие таблички. Летом 2009 года власти переселили 15 семей. В 2010-м непригодными для проживания признали еще 88 домов. Сбываются самые страшные прогнозы специалистов об угрозе обрушения целых улиц.

– Карьер почти 500 метров в глубину, – рассказал горняк Сергей МЕШКОВ. – Борта – из песка и глины, они постепенно сползают. Гидрогеологи сразу сказали: возможен оползень. Под нашими домами – старые шахтные выработки, при малейшем землетрясении район уйдет вниз.

Проседающие дома – зрелище не для слабонервных. Ремонтировать их бесполезно – любые подпорки уходят в топь. По подсчетам самих жильцов, в районе остается около 30 семей, которые реально терпят бедствие.


Официально переселение из зоны подтопления началось еще в 2009 году. Но до сих пор люди не знают, по какому принципу ведут его чиновники. Одна семья получила компенсацию в полмиллиона тенге и солидную сумму на новое жилье. Другая, примерно с таким же домом, в 10 раз меньше и совет – забыть про новое жилье. Одни семьи переселили с улицы, где не было подтопления, другие, у кого жилье рядом с бортом карьера, оставили на месте. Зыряновцы не раз обращались в местный акимат с вопросами. В ответ – отписки, мол, все по закону.

– Информация, как потрачены выделенные на переселение деньги, полностью закрыта, – заметила жительница района Наталья ЛАПТЕВА. – В 2010 году в списки внесли 88 домов. Но многих из тех, кто реально пострадал, в этом перечне не оказалось. Кого в таком случае переселили? В 2011 году всем под роспись раздали распоряжение срочно сдать документы на новое жилье. В итоге зиму 2012 года мы снова встречали в воде. Сейчас у акимата новый список из 28 домов. Там целый ряд мертвых адресов! Пролетарская, 27 – это пустырь. Пролетарская, 31 – давным-давно брошенная развалюха. Грибакина, 33, Бажова, 33 – то же самое, хозяев даже с полицией найти не могут… Это только те участки, о которых мы знаем.

Согласитесь, пустыри в списках на переселение – это ноу-хау в деле освоения бюджетных средств. Не пора ли заинтересоваться им финансовой полиции?


Как заверили в акимате Зыряновска, по всем 28 адресам из списка на переселение есть заключения специальной комиссии. Якобы работали эксперты специализированного центра “Курылысконсалтинг”.

– В комиссию входили юрист горакимата, двое сотрудников лет по 19 из отдела жилищно-коммунального хозяйства и эксперт центра, – рассказала Н. Лаптева. – Они не смотрели дома, не обследовали, стояли возле ворот и выдавали рекомендации вроде сооружения подпорок. Все заключения на переселение – под одной датой, одним номером! Разве такое возможно?


Сегодня на некоторых улицах района осталось по… 2–3 дома. Городская жилинспекция прислала их владельцам любопытные бумаги. Людям велели провести ремонт по приложенной дефектной ведомости. За свой счет. И после… отчитаться перед акиматом! Местные чиновники что-то перепутали? Забыли, что они служат народу, а не наоборот?

“Караван” не раз писал: зыряновская трагедия вызвана чудовищным верхоглядством бывшего руководства района. Опытные специалисты предупреждали: нельзя демонтировать насосы, затапливать карьер… Тогда никто к ним не прислушался. В итоге город получил зону бедствия, непредсказуемое поведение грунтовых вод и баснословные траты бюджетных средств. Только на проект по защите города от подтопления сегодня необходимо больше 1,5 миллиарда тенге!

И главное: никто пока так и не ответил, почему за недальновидность руководителей должны расплачиваться рядовые граждане?!

Может, прокуратура области наконец-то приоткроет завесу тайны над затянувшимся переселением зыряновцев?

Усть-Каменогорск – Зыряновск