ГКНБ сообщает, что задержание стало результатом совместной операции афганских и таджикских спецслужб, проходившей на севере Афганистана.
Побег из СИЗО таджикского ГКНБ журналисты уже назвали "побегом века". Пройдя через два кордона охраны, 25 заключенных смогли бежать и скрыться от преследования.
Поскольку среди сбежавших были граждане России и Афганистана, власти Таджикистана обратились к Москве и Кабулу с просьбой провести совместную операцию по поимке беглецов. Часть из них были задержаны, и еще несколько человек убиты в ходе объявленного по всей стране плана "Перехват".
Таджикские власти надеются, что задержанные будут отправлены в Душанбе - после официального установления их личностей.
"Пока мы предполагаем. Личности еще двоих устанавливаются. Известно, что они имеют отношение к беглецам, но точно назвать их имена мы пока не можем, - сказал Назир Буриев, начальник Центра по общественным связям ГКНБ Таджикистана. - Арест заключенных – результат совместной операции спецслужб Афганистана и Таджикистана".
Операция
Спецоперация по задержанию беглецов прошла накануне в районе Даркад провинции Тахор на севере Афганистана, граничащей с Хатлонской областью Таджикистана. МВД Афганистана сейчас выясняет, как беглецам удалось пересечь охраняемую таджикско-афганскую границу.
По одной из версий, беглые заключенные после перестрелки отступили в сторону Раштской долины на востоке страны.
Протяженность таджикско-афганской границы - около 1,5 тысячи километров, и значительная ее часть проходит по труднодоступной горной местности. Здесь нередко происходят вооруженные столкновения пограничников и перевозчиков наркотиков. Кроме того, в последнее время военным нередко приходится пресекать попытки вооруженных группировок прорваться через границу.
В то время как таджикские пограничники испытывают недостаток в средствах связи, афганские наркокурьеры оснащены по последнему слову техники.
"У афганских наркокурьеров хорошо работает разведка. Они имеют спутниковые телефоны, могут спокойно вести переговоры с любой точкой как в Таджикистане, так и в России, - рассказывает Сухроб Сафаров, глава информационно-аналитического отдела Агентства по контролю за наркотиками Таджикистана. - У них есть современное оружие - автоматы Калашникова, гранатометы, взрывные устройства".
Поиски продолжаются
Тем временем в Таджикистане продолжаются поиски сбешавших летом из СИЗО ГКНБ 25 заключенных.
В числе бежавших - обвиняемые в совершении тяжких уголовных преступлений, в том числе участники вооруженной группировки, арестованные таджикскими спецслужбами летом прошлого года на востоке страны по так называемому "тавильдаринскому делу".
Это дело связано с именем Мирзо Зиеева, бывшего министра по чрезвычайным ситуациям и командующего вооруженными силами таджикской оппозиции, который летом прошлого года был убит в результате операции правительственных войск на востоке Таджикистана.
Заключенные, проходившие по тавильдаринскому делу, были осуждены на длительные сроки заключения. Судебный процесс проходил в закрытом режиме и длился почти год.
Результаты процесса были обнародованы только после вынесения приговора. Адвокаты осужденных указывали на множество нарушений, которыми сопровождался судебный процесс.