Сама неоднократно сталкивалась с самокатчиками, которые не соблюдают ПДД, они толкают и сбивают с ног пешеходов, кричат на детей, хамят и так далее. По правилам самокатчики на тротуаре должны ехать со скоростью не более 6 км/ч, но зачастую они едут почти на той же скорости, что автомобили, еще и требуя, чтобы пешеходы пропускали их по звонку. На самокате может быть только один человек без груза, но и это многие не соблюдают. Несовершеннолетняя одноклассница сына сломала руку и разбила нос, пытаясь впечатлить подружек маневрами, – а управлять прокатным самокатом могут только лица старше 18 лет. О брошенных где попало транспортных средствах и говорить нечего.
«Водитель электросамоката не должен создавать опасность для движения пешеходов», – заявил в апреле председатель комитета административной полиции Кайсар Султанбаев, подчеркнув, что несоблюдение правил будет строго пресекаться.
По факту меры результатов не дают.
Что происходит на самом деле
Число ДТП с участием самокатов, а также полученных в столкновениях травм, продолжает расти.
В Алматы с начала текущего года зарегистрировано 100 ДТП, в которых пострадали 104 человека. За тот же период прошлого года произошло 38 ДТП, травмы получили 42 человека.
Показательный случай: недавно в Астане подростки на самокатах сбили женщину – у нее оказалась сломана нога.
Казахстанцы делятся аналогичными историями в соцсетях. Многие отмечают, что самокатчики даже не считают нужным извиниться, не говоря о том, чтобы остановиться и помочь сбитому человеку.
Страдают все: беременные женщины, дети, мамы с малышами на детских площадках, люди, вынужденные по состоянию здоровья ходить с тростями, старики, водители.
Порой бывают и обратные случаи: некоторые отбрасывают самокаты в сторону или в арыки (сама наблюдала велосипедиста, который так расчищал полностью перегороженную велодорожку), другие даже применяют к неаккуратным самокатчикам силу. Некоторые вызывают полицию.
Отметим, что выбрасывать самокаты в арык нельзя – это может быть расценено как правонарушение. Прецедент уже есть – в конце марта в Алматы водитель расчистил так дорогу и привлек внимание полиции. В подобных случаях лучше сообщать в сервис аренды, сотрудники которого должны следить за размещением самокатов в положенных местах и сдвигать их при необходимости.
При необходимости можно пожаловаться в полицию, позвонив им или через приложение 102. Для такой жалобы желательно иметь фото или видео с нарушителем. Если вы не успели сделать запись, получить ее иногда можно у владельцев заведений рядом, если у них установлены видеокамеры.
Впрочем, что делать, если сделать фиксацию не удалось, ни инстанции, ни представители шерингов не разъясняют.
Глазами самокатчиков
Немало их пишет в социальных сетях, что соблюдают правила дорожного движения, оставляют самокаты в положенных местах и проявляют уважение к пешеходам и водителям. Иногда их даже можно увидеть на улицах.
Но чаще можно увидеть тех, кто нарушает правила или пострадал от собственного неаккуратного вождения.
А есть и те, кто откровенно признается в нарушении правил.
Яркий пример - этот мужчина ехал на скорости выше 30 км/ч, хотя допустимый предел для самоката составляет 25 км/ч.
Остается надеяться, что власти решат вопрос как можно скорее. А пока жители казахстанских городов вынуждены передвигаться по улицам в страхе.