Накануне встречи некоторые местные и зарубежные эксперты не исключили, что турецкие власти могут выступить с инициативой пересмотра ряда положений Конвенции Монтре или введения нового регламента судоходства в проливах, что они неоднократно делали в 1990-е годы, для ужесточения пропуска через них нефтеналивных танкеров, сообщает ИА "Новости-Казахстан" со ссылкой на РИА Новости.
Вместе с министром защиты окружающей среды Вейселем Атасоем он обсудил с представителями компаний вопросы безопасности судоходства в проливной зоне, ее защиты от экологических катастроф и доставки на мировые рынки нефти по альтернативным маршрутам с тем, чтобы уменьшить транспортную нагрузку на Босфор и Дарданеллы.
Черноморские проливы являются одной из самых загруженных в мире морских магистралей. По официальным данным, в 2009 году через проливную зону было перевезено 154 миллиона тонн нефти.
В настоящее время через Босфор и Дарданеллы ежегодно проходят около 50 тысяч судов, что в пять раз больше в сравнении с 1990 годом. В день, в среднем, проливами для навигации пользуются 136 кораблей, из них 27 - танкеры, отмечается в докладе, подготовленном министерством энергетики Турции к конференции. Выдержки из него в четверг опубликовали местные СМИ.
"Мы - страна, приверженная Конвенции Монтре, и располагаем правами, которые она нам предоставляет применительно к международной арене", - цитирует главу Минэнерго Турции телекомпания NTV.
С тем, чтобы уменьшить нагрузку на черноморские проливы он высказался за транспортировку на мировые рынки нефти из Черного моря по наземным магистралям, в частности, нефтепроводам Самсун-Джейхан и Бургаз-Александруполис. С вводом в эксплуатацию этих нефтепроводов нагрузка на проливы, как ожидается, снизится на 50 миллионов тонн применительно к каждому из них, сказал турецкий министр.
По словам Йылдыза, использование альтернативных маршрутов транспортировки нефти невозможно ранее, чем через три-четыре года, поэтому за это время необходимо обеспечить эффективный контроль судоходства в черноморских проливах. Наряду с ограничением числа пропуска танкеров и их тоннажа, рассматривается вопрос о запрете допуска в Босфор и Дарданеллы судов, произведенных по старой технологии, приводит слова министра энергетики Турции NTV.
"Все вопросы, касающиеся обеспечения безопасности судоходства в проливах, будут решаться с нефтяными компаниями", - добавил он.
Накануне конференции местные СМИ сообщили о намерении Турции создать фонд с участием иностранных нефтяных компаний для защиты черноморских проливов от катастроф. Объем вложений в него, как утверждается, может превысить 30 миллиардов долларов.
К созданию такого фонда турецкие власти побудила крупнейшая в мире экологическая катастрофа, которая произошла в Мексиканском заливе по вине нефтяного гиганта ВР.
Принято ли решение о создании фонда, не сообщается.