С конца 20 века наблюдалась тенденция к возрастанию удельного веса однопалатных парламентов: доля двухпалатных парламентов сократилась с 46% в 1976 году до 33% в 1996 году, пишет Caravan.kz со ссылкой на Институт евразийской интеграции.
В настоящее время однопалатная система составляет почти 60% всех национальных парламентов и еще большую долю субнациональных законодательных органов. Например, в Швеции верхняя палата была упразднена с 1971 года в результате внесения поправки к Конституции. В Норвегии конституционная поправка 2007 года упразднила двухпалатную систему после выборов 2009 года. Это показывает, что даже развитые демократии готовы менять парламентскую структуру ради функциональности.
Турция также осуществила переход в рамках конституционной реформы. Сенат Республики функционировал как верхняя палата турецкого парламента с 1961 по 1982 год, после чего был упразднен. Несмотря на сложный политический контекст того периода, однопалатная система доказала свою жизнеспособность.
В Новой Зеландии Законодательный совет был упразднен в 1951 году, что позволило создать более демократичную и подотчетную парламентскую систему.
Основное преимущество однопалатной системы - более эффективное законотворчество, поскольку законодательный процесс проще и отсутствует возможность споров между двумя палатами. Сторонники реформы также указывают на снижение расходов и большую демократичность системы.
Таким образом, опыт развитых демократий показывает, что переход к однопалатной системе может быть успешным при условии тщательной подготовки и общественного консенсуса. Однопалатные парламенты на пропорциональной основе рассматриваются как более демократичные и эффективные. Поэтому предложение о проведении общенационального обсуждения и референдума соответствует международным практикам преобразований парламентских систем.
Токаев обосновал актуальность реформы «учетом развития нашей государственной системы и возросшего уровня политической культуры граждан», что отражает естественную эволюцию демократических институтов.
Основная задача - создание более динамичной законодательной системы, способной оперативно реагировать на потребности трансформации страны. В свете указанных предложений можно отметить, что предложенная реформа отличается рядом важных особенностей.
Во-первых, это системная трансформация, которая кардинально меняет политическую архитектуру страны.
Во-вторых, это усиление партийной системы, так как формирование парламента исключительно через партийные списки дает стимулы для развития политических партий.
В-третьих, демократическая легитимация через обязательное проведение референдума. Это обеспечивает народную поддержку реформы.
И, в-четвертых, это эволюционный характер реформы. Президент признал историческую роль Сената, отметив, что «за прошедшие тридцать лет Сенат с достоинством и эффективно выполнил важную историческую миссию обеспечения стабильности государственного строительства».