Токаев видит Казахстан высокоразвитой технологической державой — белорусский политолог Олег Лешенюк

Белорусский политолог, эксперт Международного института мониторинга развития демократии Межпарламентской ассамблеи СНГ Олег Лешенюк в интервью поделился мнением, как Послание Токаева отражает глобальные тенденции, способен ли Казахстан стать региональным технологическим центром и насколько политические реформы в стране отвечают вызовам времени, пишет Caravan.kz.

Касым-Жомарт Токаев заявил, что «наступает новый миропорядок», который характеризуется конфликтностью, ослаблением международного права и кризисом глобальных институтов. Олег Николаевич, по вашему мнению, почему президент задал глобальный контекст в своем Послании?

На сегодняшний день достаточно трудно оставаться вне глобального контекста. Государства мира не изолированы, а существуют в условиях постоянного многостороннего сотрудничества. Конфликты затрагивают не только отдельные страны, но и отражаются на национальных интересах других стран. Международные право остается, но оно уже не может выступать сдерживающим звеном. Глобальные институты также не совершенны. И это те условия, в которых живет не только Казахстан, но и все страны мира. В настоящее время глобальный контекст является определяющим фактором для устойчивого развития государств.

Президент Токаев видит свою страну высокоразвитой технологической державой, которая идет в ногу со временем, и во многих аспектах способна опередить другие страны. Приоритетом для Казахстана на ближайший год является цифровое развитие, внедрение искусственного интеллекта и современных технологий в целях устойчивого развития страны.

Как вы оцениваете усилия Казахстана по включению в глобальную цифровую гонку и может ли страна стать региональным технологическим центром?

Думаю, что Казахстан имеет все шансы, чтобы стать региональным технологическим центром, так как технологические и цифровые инновации неизбежны и влекут за собой серьезные изменения абсолютно во всех сферах. Сфера обеспечения национальной безопасности столкнется с многочисленными вызовами, что в первую связано с разработкой новых вооружений на основе искусственного интеллекта. Президент понимает, что сейчас самым ценным ресурсом остается время, и важно работать на упреждение. Страна готова внедрять технологии искусственного интеллекта в процессы государственного управления в целях обеспечения безопасности. Модели искусственного интеллекта самообучаемы и находятся в постоянном развитии, совершенствуются. Развиваются и модели, которые могут быть использованы для дестабилизации государства. Если упустить время, то технология может быть использована в негативном ключе, что может обернуться потерей цифрового суверенитета.

Президент Токаев подчеркнул важность развития транзитного потенциала Казахстана и превращения страны в ключевое звено евразийской логистики. Как вы оцениваете эту стратегию?

Развитие транзитного потенциала – важный стратегический шаг, который позволяет Казахстану не только увеличить грузопоток, создать новые рабочие места, привлечь инвестиции и т.д., но и выступать ключевым звеном на евразийском пространстве. Это принесет значительные экономические выгоды, повысит конкурентоспособность страны в глобальном плане и позволит стать крупным логистическим хабом. В этом отношении логистический потенциал Казахстана велик, так как ряд международных транспортных коридоров пересекают страну.

Касым-Жомарт Токаев видит и то, что для достижения поставленной задачи потребуется требуется решить ряд многочисленных вопросов, таких как модернизация инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие человеческих ресурсов и цифровая трансформация логистических процессов. И это непростые задачи, взять хотя бы перевалку грузов на границе Казахстана и Китая: пропускная способность снижается из-за разницы в ширине железнодорожной колеи.

Касым-Жомарт Токаев предложил реформу, предполагающую переход к однопалатному парламенту. Как это решение соотносится с логикой политической модернизации Казахстана и принципом «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчётное Правительство»?

Такие трансформации в первую очередь обусловлены требованием времени: цифровизация проникает все глубже, внедряются системы «электронного парламента и правительства», граждане должны видеть прозрачность всех процессов. С одной стороны, государство должно соответствовать современности, быть гибче к новым формам участия граждан в политической жизни. Громоздкая государственная машина будет лишь тормозить процессы. Конечно, такая конституционная реформа очень масштабна и, по сути, полностью перекроит баланс ветвей власти, электоральные процедуры и др. Но тем не менее это придаст большей прозрачности электоральным процессам, партийному строительству. Партии получат больше полномочий, но и спрос с них будет выше. Подобная реформа является попыткой трансформировать парламентскую систему, однако придется пересмотреть и механизмы разработки законов, ввести дополнительный контроль в этом направлении, проработать вопрос укрепления института местного самоуправления, обновить механизмы системы сдержек и противовесов, и многое другое.

Президент подчеркнул, что уважение к закону и внутреннее единство важны для сохранения суверенитета. Как вы видите эту связь — между порядком внутри страны и её устойчивостью во внешнем мире? И как в этом направлении работает Казахстан?

Мы наблюдаем серьезное изменение подходов к государственному управлению, кадровой политике, системе принятия решений и ответственности за их выполнение. В Казахстане происходит еще один раунд реформ на основе концепции «Слышащего и справедливого государства». Это, безусловно, способствует вовлечению граждан и институтов гражданского общества в процесс управления страной. Закон является центральным концептом реформ в интересах как повышения эффективности функционирования государства и его органов, улучшения уровня жизни населения, так и в целях обеспечения сохранности суверенитета, безопасности, стабильности и устойчивого развития во внешней среде.