При присвоении рейтингов российским компаниям Standard & Poor’s всегда учитывало риски ведения бизнеса в Российской Федерации (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВ+; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ-). Standard & Poor’s отличает страновые риски от риска суверенного дефолта, конвертации и перевода валюты.
Хотя кредитоспособность правительства России возрастала вследствие улучшения показателей бюджетной сферы и ликвидности, компании, работающие в стране, по-прежнему сталкиваются с такими рисками, как неопределенность применения норм законодательства и регулирования, централизованная политическая система, ориентированная на конкретные личности, концентрированная структура экономики, слабая банковская система. Негативное влияние этих факторов отчасти смягчается наличием стимулов к повышению прозрачности вследствие высокого в настоящее время мирового спроса на долговые обязательства развивающихся рынков.
“Основным препятствием для повышения кредитных рейтингов компаний остается слабость институциональной структуры России, вносящая непредсказуемость в процесс правоприменения, регулирования и практику корпоративного управления. Это - шаткий фундамент для совершенствования структуры экономики, - отметила кредитный аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. - Пока не вполне ясно, продолжит ли российская бизнес-среда свое движение вперед или вернется к порядку, при котором бизнес является заложником политических интриг, борьбы за личную власть и произвола малоэффективной, паразитирующей бюрократии”.
Также в статье говорится о том, что в краткосрочной перспективе политические и институциональные риски смягчаются вследствие высокого спроса международных инвесторов на долговые обязательства развивающихся рынков и высоких макроэкономических и бюджетных показателей России на фоне высоких цен на нефть.
“Для российских компаний возможность привлекать средства на мировом рынке должна стать стимулом к повышению прозрачности и применению международных стандартов корпоративного управления”, - добавил кредитный аналитик Standard & Poor's Роб Ричардс.