Стало известно, как государство собирается держать цены на продукты в 2026 году

Куратор торговли от правительства – министерство торговли и интеграции РК - ответил на этот и другие неудобные вопросы медиапортала Caravan.kz.

Судя по полученному ответу, позиция чиновников министерства сводится к следующему: в Казахстане рыночная экономика, и бизнес сам принимает решение: по каким ценам ему продавать свои товары и продукцию, в том числе продукты питания:

«Введение нового НДС не означает автоматического повышения цен, так как изменение стоимости товаров будет определяться решениями бизнеса, уровнем спроса и предложением на рынке».

Сложно поверить, что бизнес возьмет убытки от увеличения налога на добавленную стоимость НДС на себя – это ни много ни мало, а 4 % от общего оборота. Похоже, в правительстве и сами это понимают, поэтому кое-что сделать они все же намерены.

Как государство будет сдерживать рост цен на продукты

Как следует из ответа куратора торговли от правительства, перечень мер, которые чиновники намерены предпринять, невелик. Решено сосредоточиться на социально значимых продуктах, без которых человек не может обойтись совсем.

Вот как сейчас выглядит список продуктов особого значения, утвержденный приказом министра торговли интеграции РК.

Перечень социально значимых продуктов в Казахстане:

В министерстве хотят расширить список на несколько позиций:

«На сегодня нами предложено в проекте Перечня социально значимых продуктов и товаров СЗПТ: расширить овощную линейку, добавив помидоры, огурцы, дополнить ассортимент мясной продукции, охватив все части говядины, добавить мясной фарш, баранину, конину, рыбу, чай, расширить молочную линейку.

Торговая надбавка для социально значимых продуктов

Между тем на окончательную цену продукта в торговых сетях влияет не только стоимость товара в накладной предпринимателей. Существенный рост цен дает торговая надбавка. Сейчас в Казахстане ограничение действует только в отношении социально значимых продуктов. Торговая надбавка для хозяина крошечного магазинчика у дома или владельца крупной сети гипермаркетов по всей стране одинакова и утверждена законом:

«В соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» субъект внутренней торговли на социально значимые продукты и товары устанавливает размер предельной торговой надбавки не более 15 % от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара», - из ответа министерства торговли интеграции РК на запрос Caravan.kz.

Ситуация с возможным ростом цен могла бы быть смягчена за счет снижения торговой надбавки на социально значимые продукты, но здесь куратор от правительства стоит твердо на стороне торгового бизнеса:

«В настоящее время вопрос о пересмотре размера торговой надбавки (15 %) не рассматривается».

Возможно, это время придет, когда 2026 год наступит, и чиновникам станет очевидным, что запланированных ими мер недостаточно. Пока в министерстве решено придерживаться прежней тактики: контроль размера торговой надбавки во всех торговых точках, вплоть до сельпо, и «выявление непродуктивных посредников региональными комиссиями по расследованию посреднических схем цепочек ценообразования».