Со следующего года КТЖ может стать хронически убыточной – Канат Жангаскин

Как отметил К. Жангаскин, «наблюдается тенденция опережающего роста расходов по отношению к доходам, которая будет прогрессировать с вводом новых нефтяных трубопроводов». «В 2006 году объемы перевозки нефти упадут на 10 млн. тонн. в связи с вводом в эксплуатацию трубопровода Атасу-Алашанькоу, в результате компания потеряет более 21 млрд. тенге», - пояснил он.
По мнению К. Жангаскина, «рост объемов перевозок нефти в западном регионе, могущий компенсировать эти потери, заявленный Тенгизшевройлом и Agip, на сегодняшний день не гарантирован». «Для перевозки этой нефти потребуется около 9 млрд. тенге капитальных вложений, которые пойдут на усиление пропускной способности западных участков магистральной сети», - сказал он, добавив, что такими средствами КТЖ не располагает.
К. Жангаскин также добавил, что «рост цен на основные материалы, сырье, энергоресурсы, потребляемые КТЖ, значительно превышает среднереспубликанский уровень инфляции». «В сравнении с 2001 годом цены на топливо выросли в 2 раза, на рельсы - в 1,7 раза, на запасные части - более чем в 2 раза», - сказал он.
Кроме того, как считает К. Жангаскин, «повышение тарифов в России и в Украине, и их замораживание в Казахстане привело к разнице в 1,5-3 раза». «То есть уровень казахстанских тарифов на генеральные грузы в 1,5-3 раза ниже, чем в Украине и в России при том, что основные запасные части, оборудование и материалы КТЖ экспортируются из этих стран», - подчеркнул он. Сложившаяся ситуация, по мнению К. Жангаскина, «свидетельствует о перераспределении доходов железнодорожной отрасли Казахстана в пользу железных дорог соседних стран».
«Такое положение дел на фоне увеличивающегося износа всех основных средств железнодорожного транспорта до уровня, превышающего критический, создает угрозу безопасности движения поездов и делает невозможным удовлетворение растущих потребностей экономики Казахстана», - заключил первый вице-президент КТЖ.