ИМЕЛИ ВСЕ
Еще до развала Советского Союза у общества слепых в Семее было все: предприятие, которое работало в три смены, школа, магазины, детский сад. Молодые люди знакомились в клубе, создавали семьи и не чувствовали себя ущербными. Зарабатывали хорошо. Учебнопроизводственное предприятие выпускало продукцию, востребованную далеко за пределами Казахстана. Например, ползунковые переключатели поставляли в Венгрию, делали антенны, изготавливали мебельную фурнитуру.
ДЕСЯТИЛЕТИЕ РАЗРУХИ
Дела шли, пока не наступили 90е. Сначала одно предприятие, ставшее российским, отказалось от услуг, потом другое, а вскоре и вовсе наступила разруха. За тот десяток лет в ТОО УПП КОС сменился не один директор. Правда, никто из них и не сделал ничего, что пошло бы на пользу предприятию. Напротив, они как сговорились и стали распродавать все, что оставалось хоть маломальски стоящее.
Предприятие затихло. Люди перестали получать заработную плату, накопились долги по налогам и пенсионным отчислениям 26 миллионов тенге. Сумма для инвалидов совершенно неподъемная! Пошло в расход имущество. "Ушел" детский сад за смешные деньги немногим более одного миллиона тенге. Якобы в счет уплаты долгов. Однако деньги, вырученные с его продажи, на счет ТОО так и не поступили. Добротное здание стало частной собственностью.
Тех сумм, которые всетаки удавалось выручать от продажи щеточных изделий, которые продолжали выпускать работники ТОО, едва хватало, чтобы закрывать пеню. Затем руководители продали некоторые здания, а также землю, не говоря уже об оборудовании. Его просто не осталось. Даже батареи в единственном уцелевшем цехе и те сняли! В адрес центрального правления "Казахского общества слепых", где числился семейский филиал, полетели письма с просьбами разобраться и жалобами на бедственное положение.
ХОТЯТ ВЫЖИВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Возник вопрос о том, чтобы жить и работать самостоятельно. Как раз назначили нового руководителя Слямбека Ахмеджанова. Онто и предложил зарегистрировать новое предприятие общественное объединение. Под прежним флагом работать было невозможно: счета арестованы, налоговых послаблений никаких, соответственно нет возможности двигаться дальше. Но люди засучили рукава и приступили.
Когда мы начали работать, вспоминает сегодня работница учебнопроизводственного общества слепых "Семей" Людмила Сучкова, вывезли с территории четыре КамАЗа мусора! Все было в ужасном состоянии. И впервые за десять лет стали получать заработную плату.
За какой-то год предприятие худобедно встало на ноги. Количество рабочих в коллективе увеличилось вдвое. Смогли погасить задолженность по заработной плате. Наладили деловые контакты. И вместо иностранного ширпотреба начали выпускать хорошую продукцию. Договор с известным металлургическим комбинатом на поставку технического круга для чистки металла кормит целый коллектив. Правда, такую самостоятельность не одобрили в центральном аппарате.
Сначала за проверку взялась финансовая полиция. Но как ни старалась, ничего противозаконного в действиях нового директора не усмотрела. О чем, собственно, и гласит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Тем более что недвижимость стала коллективной собственностью.
ОТДАЙТЕ ПОСЛЕДНЕЕ!
Обстановка, в которой протекал разговор между взбунтовавшимся не к месту коллективом и руководителем всего общества слепых, нельзя было назвать дружеской. Это как раз тот случай, когда верхи не могут жить поновому, а низы не хотят жить постарому.
Но если у них заберут то последнее, что осталось, жизнь в обществе слепых замрет совсем. Не останется и надежды на то, что жизнь наладится.
Если центральное правление ничего не делает для нас, справедливо спрашивает одна из рабочих, почему мы должны оставаться ни с чем?
Стороны разошлись, вопрос о недвижимости, а значит о будущем вообще, повис в воздухе. Но люди готовы биться до последнего, чтобы отстоять свою независимость.
Оксана ПРИВЕДЕННАЯ, Семей, фото автора