По информации В. Школьника, “Казахстан как грузоотправитель имеет 20% в Тенгизском проекте, как акционер КТК имеет 19%. В сумме, в том случае, если тариф на транспортировку нефти по КТК повысится, Казахстан очень сильно проигрывает”. “Тем не менее, сегодня нам нужно вместе с Россией решать эту проблему, чтобы КТК стал эффективным. Для эффективной работы КТК нужно повысить его мощность”, - считает глава МЭМР РК.
В настоящее время, по данным В. Школьника, мощность КТК составляет 28 млн. тонн в год. “В скором времени только Казахстан будет прокачивать 20 млн. тонн нефти в год. И сейчас для нас главное загрузить существующие мощности и приступить к расширению КТК. Ресурсы, необходимые для КТК, рассчитываются вместе с нашими перспективными планами добычи нефти, включая и Каспийский шельф, и позволяют заполнить КТК в ближайшее время”.
По мнению В. Школьника, “сегодня необходимо понизить учетные ставки по кредитованию, они составляют 13,4%”. При этом он выразил уверенность в том, что ШевронТексако принял правильное решение, “когда понизил ставку до 10,5%”. “Нужно дальше двигаться в этом направлении. Необходимо уменьшить собственные затраты КТК”, - сказал В. Школьник.
По информации главы МЭМР РК, “1 марта в Москве состоится заседание акционеров КТК и все эти проблемы там будут обсуждаться”.
Как сообщалось ранее, Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) РФ будет настаивать на включении КТК в реестр субъектов естественных монополий. “Мы будем настаивать на том, чтобы КТК вошел в реестр регулируемых нами компаний”, - сказал, в частности, председатель ФЭК Георгий Кутовой. По его словам, ФЭК уже обратилась с соответствующим предложением в правительство и в настоящее время идет обсуждение этого вопроса.
Г. Кутовой считает, что любая естественная монополия на территории России должна подчиняться российским законам, и КТК не является исключением. “Если правительство приняло в свое время решение о том, что на КТК закон не распространяется, то это неправильно”, - считает Г. Кутовой. Кроме того, Г. Кутовой сообщил, что участники КТК, которые одновременно являются поставщиками нефти, занижают тарифы на транспортировку нефти.
Протяженность трубопровода КТК, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с новым морским терминалом на российском побережье Черного моря, составляет 1510 км.
Доли участия правительств-основателей КТК распределяются следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7%. Среди частных нефтяных компаний-участников консорциума - Шеврон Каспиан Пайплайн Консорциум Компани (Chevron Caspian Pipeline Consortium Company) - 15%, ЛУКАРКО Б.В. (LUKARCO B.V.) -12,5%, Роснефть-Шелл Каспиан Венчерз Лтд. (Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited) - 7,5%, Мобил Каспиан Пайплайн Компани (Mobil Caspian Pipeline Company) - 7,5%, Аджип Интернешнл Н.В. (Agip International (N.A.) N.V.) - 2%, БГ Оверсиз Холдинг Лтд. (BG Overseas Holding Limited) - 2%, Казахcтан Пайплайн Венчерз ЛЛС (Kazakstan Pipeline Ventures LLC) - 1,75% и Орикс Каспиан Пайплайн ЛЛС (Oryx Caspian Pipeline LLC) - 1,75%.