«Редко когда видишь документ такого уровня», – директор Института права ФРГ о комплексном подходе к реформам в Казахстане

Чтобы получить объективный взгляд со стороны, мы обратились к одному из ведущих европейских специалистов по праву стран Восточной Европы и постсоветского пространства – профессору Александру Трунку, пишет Caravan.kz.

Директор Института права стран Восточной Европы в Университете Кристиана Альбрехта (Киль, Германия), профессор Трунк десятилетиями изучает правовые метаморфозы в нашем регионе. Его исследовательский подход отличает сдержанность в оценках, фокус на скрупулезном сравнении правовых систем и взвешенный академический анализ, что делает его экспертизу особенно авторитетной. Мы поговорили с профессором о его видении казахстанских реформ, силе однопалатного парламента и решающей роли политической воли в преобразованиях.

– Профессор Трунк, Вы долгие годы изучаете правовые трансформации в постсоветских странах. Каково Ваше первое впечатление от пакета реформ, представленного Президентом Токаевым?

Этот пакет реформ производит очень сильное впечатление. Редко когда видишь документ, в котором настолько органично соединены очень конкретные, технические предложения в рамках цифровой трансформации с глубокими соображениями и инициативами общегосударственного характера. Такой комплексный подход, когда за частностями видна общая стратегия, говорит о высоком качестве политического планирования.

Безусловно, эти предложения специфичны для Казахстана, но они также отражают глобальные тенденции. Что особенно примечательно – это последовательность и убедительность, с которой Президент излагает свое видение. Он не просто декларирует цели, но и иллюстрирует текущую ситуацию, честно обозначая как проблемы, так и достигнутые результаты. Это создает прочную основу для доверия к предложенным реформам. Я считаю этот документ обязательным к прочтению для понимания подходов современного Казахстана к своему развитию.

– Один из ключевых пунктов Послания – возможный переход к однопалатному Парламенту. В Германии, как мы знаем, действует система с двумя палатами. Каковы, с точки зрения сравнительного конституционного права, сильные и слабые стороны однопалатной модели для страны, идущей по пути реформ, заданному ее лидером?

Разумеется, универсального «лучшего подхода» здесь не существует. Сила однопалатной системы – в эффективности и скорости законодательного процесса. Для страны, находящейся в процессе активных преобразований, это может быть весомым преимуществом, позволяющим быстрее реагировать на вызовы. Однако преимущество смешанной системы, как в Германии, – в создании элемента стабильности, дополнительного фильтра, который обеспечивает учет региональных интересов и служит механизмом сдержек и противовесов.

– Анонсированы дальнейшие шаги по укреплению независимости и эффективности судебной власти. Какие элементы судебной реформы, по Вашему мнению, являются критически важными для повышения доверия к казахстанскому правосудию?

Независимость судебной власти, подкрепленная качеством и эффективностью ее работы, – это ядро любой успешной правовой системы. В Послании верно расставлены акценты: прозрачность, использование современных технологий для повышения эффективности, постоянное повышение квалификации судей.

– В Ваших ответах чувствуется уважение к последовательности и системности представленных реформ. Как бы Вы оценили роль самого Президента Токаева в этом процессе?

В политике, особенно в период трансформаций, роль лидера трудно переоценить. В Послании мы видим не просто набор идей, а четко структурированную и устремленную в будущее стратегию. Президент выступает в роли политического архитектора, который не только предлагает концепцию, но и детально прорабатывает механизмы ее реализации.

– Способствуют ли анонсированные инициативы сближению гражданского и коммерческого права Казахстана с континентальной европейской моделью?

В целом, я бы сказал, что гражданское и коммерческое право Казахстана уже в высокой степени совместимо с правом континентальной Европы. Озвученные инициативы, безусловно, соответствуют современным правовым дискуссиям в Европе, они движутся в одном фарватере. Однако, что еще более важно, – это акцент на стабильности и предсказуемости правоприменения. Для любого инвестора, в том числе европейского, именно это является главным сигналом. И когда стремление к такой предсказуемости становится частью государственной политики, озвученной на высшем уровне, это значительно повышает инвестиционную привлекательность страны.