В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
За 1 квартал 2025 года внешний долг увеличился за счет операций платежного баланса на 3,4 млрд долларов и курсовых, стоимостных и прочих изменений - на 2,3 млрд долларов.
Тут на самом деле важен не сам размер долга, а его отношение к размеру экономики. Это показывает способность страны обслуживать долги и платить по нему проценты (черная кривая на графике). Видно, что начиная с 2020 года эта кривая падает. Но с прошлого года пошел рост: это говорит о том, что государство берет слишком много и рискует загнать страну в долговую кабалу. Тем более мы все знаем, что правительство не может нормально собирать налоги. Именно поэтому был изменен Налоговый кодекс.
Также сам долг принято делить на валовый и долг государства. В общий долг включены долги компаний, поэтому он всегда значительно больше.
Для сравнения, ВВП Казахстана в 2024 году составил 286 млрд долларов. Тогда как долг государства плюс долг, гарантированный государством, в сумме составили только 17,9 млрд долларов.
Остальные 152,6 млрд долларов - это межфирменная задолженность, долги банков и других секторов экономики, за которые государство не отвечает.
В структуре внешнего долга Казахстана по первоначальному сроку погашения 87,1 % приходится на долгосрочный – больше года - внешний долг. Это минимизирует риски ликвидности, но (всегда есть «но»), с другой стороны, усиливает влияние на погашение и обслуживание долга изменения общих рыночных условий.
За последние 4 года сумма платежей на обслуживание внешнего долга выросла в три раза, с 11,7 млрд долларов до почти 33 млрд долларов. Это как минимум вымывает деньги из экономики.
Еще один важный показатель риска: мы начинаем жить не по средствам. Наши расходы обгоняют наши доходы. И Астана не может или не умеет сократить свои расходы. Или, может быть - упорядочить траты денег так, чтобы они приносили пользу экономике.