Историческая инициатива Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева относительно разработки к 100-летию ООН Плана Глобальной Стратегической Инициативы-2045 своевременна и актуальна.
Об этом, комментируя выступление Н.Назарбаева на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, сообщил руководитель аналитического центра «3-d Vew», известный азербайджанский эксперт Рауф Раджабов.
По словам аналитика, сегодня человечество является свидетелем трагических событий в регионах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и в целом Евразийского континента. В этом контексте инициатива Н.Назарбаева по разработке под эгидой ООН Концепции «Новое будущее» (NEW FUTURE) - это конкретный ответ на современные вызовы и угрозы, с которыми столкнулся мир. Дело в том, что на фоне известных событий в мире будущее человечества непредсказуемо, ход событий приобрел драматичный и агрессивный характер.
По этой причине можно говорить о начале хаоса, который протекает с ускорением, последствия которого теряют нормальные пропорции, так как уходит рациональный порядок вещей, утрачиваются нормальные причинно-следственные связи.
По мнению эксперта, следует остановиться на предложении Президента Казахстана Н.Назарбаева преобразовать Экономический и Социальный совет ООН в Совет глобального развития, в состав которого могли бы входить, наряду с избираемыми Генеральной Ассамблеей ООН государствами-участниками, все руководители специализированных учреждений ООН, в том числе и Международного валютного фонда (МВФ). Кроме того, Н. Назарбаев предлагает возложить на Совет функции Глобального экономического регулятора.
«В этой связи следует отметить, что после Второй мировой войны были созданы две системы управления на глобальном уровне - ООН и Бреттон-Вудские договоренности. Система ООН, помимо центральных органов, включает в себя такие специализированные агентства, как Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда (МОТ), Организация по продовольствию и сельскому хозяйству, а также различные фонды развития. Система Бреттон-Вудса состоит из ВБ, МВФ и ВТО. Система ООН имеет более широкие полномочия, она более открыта и демократична и на практике доказала готовность следовать социальным и экологическим приоритетам.
В противоположность этому закрытые и недемократичные институты Бреттон-Вудса стали отождествляться с интересами банковского капитала и глобальных корпораций. Основатели ООН предполагали, что ответственность за управление глобальными экономическими процессами, включая управление политикой институтов Бреттон-Вудса, перейдет под юрисдикцию Генеральной Ассамблеи ООН и ее Совета по экономическим и социальным вопросам. Однако этого не произошло. Начиная с 80-х годов, институты Бреттон-Вудса выступают как независимые международные объединения, навязывая свои решения государствам вопреки воле их населения и букве конвенций ООН. Они строят мир, в котором все общественные институты функционируют во благо частных корпораций, все товары и услуги для местного потребления импортируются из-за рубежа и оплачиваются в валюте, занятой в иностранных банках.
Мы живем в едином мире. Разделение функций управления над ним между двумя системами, когда одна из них отвечает за труд, здравоохранение, продовольственную программу, права человека и экологическую ситуацию, а другая за торговлю, инвестиции и развитие, ведет к конфликту и подмене национальных интересов интересами ТНК. Необходимость целостного и комплексного подхода очевидна. И инициатива Президента РК Н. Назарбаева в состоянии решить данную глобальную проблему», - отметил эксперт.
В этой связи, по словам Р.Раджабова, можно выделить следующие приоритетные задачи, которые отвечают национальным интересам развивающихся стран: мониторинг национальной торговли и текущих счетовых балансов и применение корректирующих действий в случае больших дисбалансов между экспортом и импортом; эффективная помощь национальным правительствам в установлении контроля над финансами с целью решения проблем безработицы, инвестиций, развития среднего и малого бизнеса, коррупции; координация действий по предотвращению отмывания денег и ухода от налогообложения ТНК и частных лиц, использующих офшорные зоны.