«С учетом последних событий, видимо, мы будем принимать решение о том, чтобы до окончательного выселения привлекать их (выселяемых и препятствующих выселению должников) и к административной, и к уголовной ответственности, возможно, даже привлекать психолога, который бы им объяснил, что закон суров, но это закон, его исполнять надо», - сказал Акжанов на пресс-конференции в Минюсте в пятницу.
Он напомнил, что с начала года произошло три случая самоубийств должников, которых судисполнители пытались выселить по решению судов. В частности, в первой декаде мая 46-летний житель Тараза поджег себя, когда к нему явились судисполнители с требованием освободить его частный дом. В конце мая житель Павлодара прыгнул с крыши высотного дома в знак протеста против выселения его семьи по решению суда. На следующий день после его гибели в Алматы прошла акция протеста против выселений из-за долгов по ипотеке общественного объединения «Оставим жилье народу» возле офиса АО «Ипотечная организация «БТА Ипотека».
Зампред комитета Минюста напомнил, что в казахстанском законодательстве «есть меры за воспрепятствование (исполнению) судебных решений, судебный исполнитель имеет право написать представление о привлечении к уголовной ответственности, к административной ответственности этих должников».
«Но дело в том, что действительно в некоторых случаях, когда человек остается без жилья, его выселяют, привлекать его еще и к уголовной и административной ответственности уже, наверное, не совсем этично», - объяснил он, почему до сих пор эти нормы не применялись.
Также он напомнил, что судебные исполнители не могут отменить решение суда о выселении. «Вопрос пересмотра судебного решения в компетенцию судебного исполнителя не входит ... по всем трем резонансным случаям - в Таразе, Алматы и в Павлодаре, должен сказать, что все три законных акта вступили в законную силу еще в прошлом году, хотя по закону предусмотрено их исполнение в течение 2-4 месяцев», - заметил он.
По его словам, Комитет по исполнению субедных актов еще в феврале принял решение «с учетом достаточно суровой зимы, чтобы такие судебные решения о выселении были отложены до окончания отопительного сезона, то есть до 15 апреля». «И все вот эти три случая произошли после этой даты», - подчеркнул представитель комитета.
Он напомнил, что закон в Казахстане предусматривает «достаточно большое количество случаев, когда судисполнитель может приостановить решение по исполнению того или иного акта». «Но в данном случае – по Павлодару – решение поступило на исполнение в первых числах ноября 2010 года, исполнено в мае месяце – представьте себе, где-то 8 месяцев исполнялось. А у нас основное количество жалоб – на бездействие при исполнении судебных актов. 8 месяцев не исполнялось – ну, куда еще приостанавливать?», - прокомментировал Акжанов.
По его сведениям, в ситуации с выселением семьи в Павлодаре «все, что возможно было, стороны предприняли». «И та, и другая сторона обжаловали, и та и другая сторона апелляционные и кассационные коллегии областного суда Павлодарской области прошли, решение осталось в силе, судисполнителю ничего не оставалось делать, как исполнять», - констатировал зампред комитета.
Он пояснил, что в Павлодаре квартира, которую многодетная семья взяла в ипотеку, «осенью прошлого года банком выставлена на торги как залоговое имущество, добросовестный приобретатель ее купил, подал в суд на выселение этой семьи». «То есть как можно сказать собственнику – ты откажись от своей собственности ввиду того, что там кто-то живет – многодетная семья?», - заключил Акжанов.