Программы по ремонту дорог будут финансироваться через цифровой тенге

На среднесрочный период поставлена задача внедрить цифровой тенге при реализации не менее 100 государственных проектов, сообщает prosud.kz.

Для этого Национальный банк совместно с министерством финансов уже реализуют транзитную модель интеграции. Целевая модель предусматривает создание единого окна для Комитета казначейства МФ, автоматизацию процессов по эмиссии и погашению цифрового тенге, а также выстраивание подходов к управлению ликвидностью.

Советник председателя Национального банка – руководитель цифровой трансформации Бинур Жаленов представил ход внедрения и планы по масштабированию.

В настоящее время в пилотном режиме апробируются несколько проектов по использованию цифрового тенге: два проекта по среднему ремонту дорог в Павлодарской и Атырауской областях и проект по выделению ваучеров на получение бесплатного горячего питания учащимся школ в Астане. В проработке — пилоты по внедрению окрашенных денег при реализации нацпроекта "Модернизация энергетического и коммунального секторов".

Маркированные цифровые бюджетные средства могут быть использованы только строго на цели, прописанные в контракте. Их нельзя конвертировать в наличные или безналичные деньги. Маркировка снимается только после полного исполнения работ или услуг, подтверждения поставок конечным производителям или завершения условий договора. Это делает цифровой тенге гибким инструментом автоматизации и контроля целевого использования бюджетных средств.

Пилотные проекты выявили ряд вопросов, которые необходимо решить до масштабирования.

При ремонте дорог для внедрения цифрового тенге необходима единая методика нормирования товаров, работ и услуг. Также требуется оцифровка проектно-сметной документации с окрашенной детализацией всех товаров и услуг. Для этого необходима интеграция платформы цифрового тенге с эталонными базами данных производителей или лицензированных поставщиков товаров, сертифицированных для ремонта дорог. Также требуются методология проверки транзакций и алгоритмы сверки стоимостей.

По итогам пилота мы увидели существенные расхождения в стоимости отдельных материалов и услуг. Без отраслевой экспертизы невозможно объективно оценить причины этих расхождений. Кроме того, для оплаты через цифровой тенге все участники цепочки – заказчики, генподрядчики и субподрядчики — должны иметь счета в цифровом тенге в системе "е-Договоры".
Бинур Жаленов

Автор: Редактор