Об этом передает ИА «Новости Казахстан».
«Я в свое время возражал насчет детекторов лжи, партия «Нур Отан» предлагала (использовать детекторы лжи при приеме на госслужбу), а сейчас я думаю – может быть, стоит прогнать кандидатов в судьи (через процедуру проверки на детекторе), и посмотреть – зачем идем в судьи», - сказал Злотников на первом заседании Общественной наблюдательной комиссии.
«А то сильно много – шесть человек недавно, вы знаете, в Верховном суде (стали фигурантами уголовных дел)», - напомнил он.
Кроме того, по мнению представителя НПО, члены комиссии, которые наделены правом представлять судебным органам свои рекомендации по той или иной кандидатуре в судьи, могли бы «еще посмотреть декларацию об имуществе – его (кандиадата) и членов его семьи».
«Мне кажется, что наша комиссия должна дать предложение, чтобы председатели судов не выполняли функций, связанных с повышением судей, с оплатой, премиями, это соответствует рекомендациям, данных БДИПЧ/ОБСЕ, и тогда вопросы с коррупцией и отправлением правосудия мы минимизируем», - добавил Злотников.
Позже, в интервью журналистам, он заявил, что применение детектора лжи могло бы быть поставлено на системную основу. «Если применять детектор лжи, то надо его применять раз в месяц, стоит почаще его применять и к тем, кто уже работает, и к кандидатам, и к действующим судьям, вопрос задать – с какой целью идет в судьи», - сказал исполнительный директор общественного фонда.
«Ведь быть судьей – это очень большая нагрузка, чисто психологически, потому что даже Понтий Пилат, когда принимал решение, тоже испытывал муки совести – то решение принял, не то. Это психологическая и даже физическая нагрузка, ведь какое бы решение не принял, какой бы приговор не вынес, все равно будут недовольные им. И тем не менее, у нас десятки просто кандидатов (в судьи), все хотят судьей стать, а это работа не из легких. И здесь надо смотреть, зачем идут (в судьи)», – заключил он.
В свою очередь, другой член Общественной наблюдательной комиссии – президент негосударственного учреждения «Алматинская Юридическая Корпорация» Виталий Воронов к инициативе об использовании детектора лжи отнесся скептически. «Я отношусь к этому осторожно, я, например, далеко не уверен, что пройду детектор лжи, потому что есть люди, которые привыкли играть не по правилам, и они психологически более устойчивы. Но для меня, например, даже мысль о том, что человек обо мне плохо думает, неприятна, я могу заволноваться. А человек, у которого ни чести, ни совести, он этот детектор лжи просто так пройдет», - предположил он.
«То есть я психологически, может быть, менее готов к детектору лжи, чем те люди, которые каждый день свою деятельность строят на лжи», - пояснил глава негосударственного учреждения.
Одновременно, считает Воронов, само использование детектора лжи не дает гарантий минимизации коррупции в судах. «Ну, прошел он детектор лжи, хорошо, что ему мешает на следующий же день брать взятки, нарушать нормы этики и законодательства? А вот как средство для избавления от неугодных его тоже можно использовать – процедура-то закрытая. И Бог его знает - там он один на один с машиной сидит, а результаты потом все равно человек обобщает», - сказал он.
В связи с этим глава Алматинской юридической корпорации напомнил, что в свое время немецкое общество содействия техническому развитию предоставило Казахстану идею по компьютерному распределению дел в судах и реализовало этот проект. «Немцы с неподдельной радостью говорили: «Вот, наконец – то у нас коррупция в казахстанских судах станет меньше, потому что компьютеры же будут распределять». И что? Месяца два-три прошло, и система наша начала работать, компьютер бедненький ждет иногда по месяцу, когда судья возвратиться из отпуска, чтобы ему распределить дело, плюс у нас в законодательстве есть «откорячка», что в некоторых случаях дела не через компьютер можно распределять, а на усмотрение председателя суда. Поэтому сейчас компьютер распределяет нужное дело нужному судье, это общеизвестная практика и более того, почему-то он делает это даже не бескорыстно», - констатировал Воронов.