Организатор дискуссионных мероприятий - Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST», которое является основным разработчиком Национальной экспортной стратегии Казахстана до 2020 года.
Необходимость этого документа обусловлена ожидаемым масштабным производством товаров по Карте индустриализации.
Основной целью Стратегии является формирование общенациональной системы поддержки экспорта, результатом которой будет увеличение доли несырьевого экспорта, его географическая и товарная диверсификация.
По оценке экспертов, на сегодня в структуре экспорта Казахстана 70% приходится на нефть и газ, 15% - черные и цветные металлы.
«Зависимость Казахстана при такой структуре экспорта от конъюнктуры узкого перечня экспортных товаров очень опасна, - отметила Фахра Усманова, эксперт Центра исследований прикладной экономики. - Анализируя все отрасли экономики, мы определили четыре приоритетных направления - это химическая промышленность, машиностроение, металлургия и агропромышленный комплекс (пищевая продукция)».
Разработка экспортной стратегии позволит сбалансировать структуру экспорта и обезопасить экономику страны от влияния цен на международных рынках.
Как отметила Светлана Альжанова, эксперт Центра исследований прикладной экономики, разработка НЭС позволит выявить наиболее конкурентоспособные товарные группы, определить с представителями бизнеса “узкие места” в цепочке добавленных стоимостей для оказания целенаправленной и более эффективной государственной поддержки для реализации экспортного потенциала страны.
В ходе региональных встреч с отечественными товаропроизводителями разработчики НЭС представили вниманию бизнесменов идейную платформу Национальной экспортной стратегии, рассказали об основных целях и задачах программного документа, при разработке которого будут учитываться мнения, как экспертов области, так и представителей бизнеса.
«Это видение Экспертной группы и консультантов, но не менее важным для нас при создании документа является мнение самих товаропроизводителей. Надо понять, что нужно предпринимателям, только бизнес знает, что ему нужно», подчеркнул Мейрам Кажыкен, эксперт Центра исследований прикладной экономики.
Во время дискуссий руководители предприятий делились опытом выхода на новые внешние рынки, а также озвучили проблемные вопросы, которые создают трудности при экспорте товаров. В частности, предприниматели дали предложения по созданию льготных преференций для экспортеров по сдаче налоговой отчетности, сертификации торговой продукции, получении доступа на международные торговые рынки.
«Для нас сейчас фундаментальной проблемой является экспорт нашей продукции в Узбекистан - это основная проблема всех цементников. В то же время узбекский цемент спокойно идет в Казахстан, мы даем им определенные преференции, они заходят с низкими ценами, у них субсидируются газ, свет, нет проблем с конвертацией. В свою очередь, мы не можем продать ни одной тонны в Узбекистан, мы предлагали им другие схемы, например, продавать цемент в обмен на бартер. Мы готовы конкурировать, мы не боимся конкуренции, но давайте, чтобы эта конкуренция была честной: вы хотите наш рынок - дайте нам возможность зайти на ваш рынок», посетовал коммерческий директор компании «Шымкент цемент».
По итогам региональных мероприятий были достигнуты договоренности о проведении дальнейших встреч с отечественными товаропроизводителями, об участии предпринимателей в опросах по развитию экспорта, что позволит выстроить систему стимулирования казахстанского несырьевого экспорта, обеспечить предприятия необходимым алгоритмом ведения успешной торговой деятельности.