Право политических инициатив в Казахстане должно перейти к партиям - гендиректор института современной политики

По словам Е. Карина, в настоящее время деятельность политических партий в сфере инициирования реформ “сведена к минимуму”. Между тем “Казахстан находится в узловом моменте своего политического развития” и “2004 год имеет шанс определить весь будущий вектор политической модернизации”, - считает глава МИСП. Важным итогом предстоящих парламентских выборов, по мнению Е. Карина, будет даже не их результат, а “демонстрация степени готовности правящей элиты к проведению политических преобразований”.
“В обществе давно уже идут споры о способности власти проводить системные преобразования”, - отметил Е. Карин. Много упреков породила провозглашенная установка на приоритет экономической составляющей. Акцент на экономическом направлении “загнал власть в своеобразную ловушку приоритетов и теперь улучшение экономической обстановки дает повод требовать от власти проведения широких политических реформ”, - уверен гендиректор института.
Е. Карин подчеркнул, что “власть анонсировала реформы и теперь стоит перед необходимостью прорабатывать этот вопрос в деталях”. Он заметил, что “в течение всей новейшей истории Казахстана право на инициирование тех или иных модернизационных проектов принадлежало исключительно президенту страны”. Это было вызвано необходимостью концентрации власти в одних руках “в целях предотвращения застоя и обеспечения транзита общества в демократическом направлении”. Глава МИСП считает, что для периода 90-х годов “это принесло определенные плоды - власти удалось успешно реализовать решения, направленные на полную внутреннюю перестройку общества”. Однако “сейчас в обществе ситуация коренным образом изменилась, появились дееспособные политические партии, которые обладают большим ресурсом для проведения самостоятельной политики”.
Вместе с тем сейчас “политические партии, преимущественно, пропрезидентские, не демонстрируют обществу необходимый уровень содержательности”, - заявил Е. Карин. “В Казахстане партии рассматриваются как пассивные структуры, все значение которых сводится к поддержке действий правительственных структур. Необходимо радикально менять эту позицию. Политические партии должны выступать как генераторы идей для правительства”. В то же время партии приобрели хороший потенциал, стали более очевидны социальные группы, стоящие за ними. “Власть бесцельно транжирит эти возможности, не стремится использовать благоприятный момент для демонстрации обществу готовности к широкомасштабным реформам”, - сказал гендиректор МИСП.
Между тем “власть все чаще и чаще не успевает вовремя реагировать на происходящие события, и причина такого отставания кроется именно в старых подходах к формированию политических предложений”, - заметил Е. Карин. “К тому же это служит почвой для упреков власти в неспособности адекватно оценивать происходящее”.
По мнению гендиректора МИСП, “ирония заключается в том, что оппозиционные партии давно уже работают над разработкой политических инициатив, но, к сожалению, они не имеют возможности для их реализации”. “А пропрезидентские партии, напротив, имеют возможности для реализации тех или иных политических проектов, но в силу негласной традиции не имеют возможности выступать в роли инициатора политических преобразований”. Е. Карин считает, что имеет место “своеобразный паралич воли основных политических игроков”. “Рано или поздно такая схема принятия решений может привести к застою в обществе”. Глава МИСП высказал уверенность, что “выход из сложившейся ситуации один - допустить к праву выдвижения политических инициатив существующие политические партии”.
По мнению Е. Карина, вопрос передачи права политических инициатив партиям необходимо решить до парламентских выборов. “Власть должна сказать, что результатом выборов будет такое изменение структурных подходов к политике, при котором партии будут иметь возможность формировать правительство парламентского большинства в каком-либо формате, вносить изменения в Конституцию”. Кроме того, “необходимо решить вопрос об увеличении пропорционального представительства партий в парламенте. Этим власть продемонстрирует готовность к политическим преобразованиям”, - заключил гендиректор МИСП.