По словам К. Нагманова, программа позволяет “в полной мере реализовать механизмы внедрения рыночных отношений и развития конкуренции в деятельности предприятий железнодорожного транспорта”.
Наряду с созданием конкурентной среды, пояснил первый вице-президент ЗАО “НК “Казахстан темир жолы” Канат Жангаскин, основными целями программы являются: сохранение государственного контроля над магистральной железнодорожной сетью, отделение перевозочной деятельности от естественно-монопольных услуг магистральной сети, переход от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок на их прямое субсидирование, привлечение частных инвестиций в перевозочную и обеспечивающую деятельность.
Основной деятельностью КТЖ, как оператора магистральной сети, отметил К.Жангаскин, является предоставление услуг магистральной сети всем перевозочным компаниям. Оптимальный парк грузовых вагонов будет передан национальной перевозочной компании “Казжелдортранс”, которая будет осуществлять не только государственные, но и коммерческие заказы. Остальной парк, не вошедший в оптимальный, будет передан ОАО “Центр транспортного сервиса”, в обмен на подъездные пути, используемые несколькими грузоотправителями, сказал вице-президент КТЖ.
Услуги локомотивной тяги будет представлять акционерное общество “Локомотив”, которое будет обеспечивать равный доступ к данному виду услуг всем независимым перевозчикам. Программой предусмотрено преобразование предприятий, занятых в ремонтной деятельности, в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества “для создания конкурентного рынка”.
Поэтапную реализацию долей участия и пакетов акций данных предприятий планируется провести в течение 2004 года путем выставления их на торги. Средства от реализации предприятий будут направлены на восстановление и модернизацию магистральной железнодорожной сети.
В соответствии с программой реструктуризации межгосударственные и внутриреспубликанские фирменные перевозки “останутся за ОАО “Пассажирские перевозки”, сообщил К.Жангаскин.
Таким образом, резюмировал К.Нагманов, после реализации всех запланированных мероприятий ожидается повышение эффективности деятельности всех предприятий железнодорожного транспорта за счет позитивного влияния конкуренции и частных инвестиций.