25 июля правозащитница Бахытжан Торегожина написала в Instagram: «SOS! У Марата ЖЫЛАНБАЕВА вес - 45 кг (в результате голодовки в колонии. - В.Б.). Весь черный, в обморочном состоянии, не ходит! ДУИС открещивается и говорит: мы не виноваты», передает Caravan.kz.
В тот же день правозащитники провели пресс-конференцию на тему «Как сидят политзаключенные Казахстана». Спикеры усилили тревогу и обратились к международным структурам. История быстро вышла за рамки фактов и перешла в эмоциональную повестку.
Катастрофа, которой не оказалось?
Однако спустя время в Сеть выложили эксклюзивные кадры из колонии с участием Жыланбаева. На видео он двигается, говорит, тренируется. Эти кадры не совпадают с описанием «весь черный, не ходит». Выходит, версия о предсмертном состоянии может не соответствовать действительности.
После появления видео с Жыланбаевым в колонии к ситуации подключилась экспертная среда – деятели начали высказывать свое мнение о том, что произошло и как именно формировалась информационная повестка вокруг имени бывшего марафонца. Их оценки позволили взглянуть на историю под другим углом – без эмоций, но с анализом мотивов и возможных последствий.
Политолог Адиль Сефуллин отметил: «В течение десяти дней в соцсетях создавалась картина катастрофы: говорили о судорогах, об угрозе жизни, публиковали эмоциональные посты и обращения к международным организациям. В итоге все это оказалось информационным вбросом. Реальные факты показывают, что история была раздута искусственно и использована в политической кампании по дискредитации власти».
По его словам, «успешного в прошлом марафонца втянули в повестку, сделали символом и подставили». В итоге внимание и сочувствие публики перешли в политическую плоскость, а сам Жыланбаев оказался в центре чужих игр.
Вопрос об ответственности
Политолог Марат Шибутов высказался в более жестком ключе: «Раз Жыланбаев чувствует себя нормально, в отличие от той информации, которую на каждом углу рассказывает Бахытжан Торегожина, то нет ли в ее деятельности состава статьи 274 Уголовного кодекса – «Распространение заведомо ложной информации»? Она же знала о его состоянии и сознательно врала, причем в СМИ, и еще привлекла других людей распространять ее ложь. Это фактически пункт 2 статьи 274. Хватит людям врать в СМИ безнаказанно, надо нести за это ответственность».
Этот тезис ставит под вопрос не только достоверность публикаций, но и правомерность методов, которыми отдельные активисты формируют общественное мнение.