Экс-премьер-министр пояснил, что принятие документа связано, прежде всего, с необходимостью ведения изыскательских работ на структуре Курмангазы шельфа Каспия. К.Токаев отметил, что эта структура, к сожалению, по-прежнему является спорной, поскольку срединная линия на Каспии между Казахстаном и Россией до сих пор не определена. Он также сказал, что официальной Астане известно, что на другой структуре - Хвалынское, юрисдикция которой также до сих пор еще не определена, работает российская частная компания ЛУКОЙЛ и готовится проведение изыскательских работ со стороны целого ряда частных российских компаний.
“В этой ситуации Казахстан теряет время, теряет темпы. И очень важно обеспечить участие в изыскательских работах со стороны частных компаний, с тем, чтобы не вовлекать в этот процесс государственную компанию и не порождать какие-либо проблемы на межгосударственном уровне”, подчеркнул К.Токаев.
Экс-премьер отметил, что частная компания, о которой идет речь в постановлении (“Казахстан ойл шельф”) обладает средствами для проведения изыскательских работ, в частности сейсмики 3D, которая является очень серьезным процессом, требующим больших финансовых затрат.
“О какой-либо автоматической передаче структур в хозяйственное пользование частной компании речи не могло быть”, заявил К.Токаев. В постановлении оговаривалось лишь проведение изыскательской деятельности на определенных структурах в Каспийском море.
Последующую отмену постановления №125 К.Токаев связывает с принятием решения о слиянии компаний “Казахойл” и “Казтрансойла”. Он сказал, что вопрос объединения компаний обсуждался им еще в качестве премьер-министра – “в конечном счете, считаю, что это решение оправдано на данном этапе”.
Постановление №125 готовили опытные эксперты - юристы, нефтяники, “и я не нахожу никакого основания для его критики”, сказал К.Токаев.