После прекращения действия договора по ПРО необходимо создать новую систему стратегической стабильности в мире – глава МИД РК

Глава МИД отметил, что “время гаданий и предположений прошло – Договор по ПРО прекратит свое существование через 6 месяцев – таковы его условия и такова реальность”. Дипломат считает, что разумно исходить из этой данности и смотреть в будущее. Он отметил неоднозначность первой реакции со стороны мирового сообщества на этот шаг США. Одной из первых выразила свое отношение Россия. Президент РФ Владимир Путин в частности заявил, что выход США из Договора не наносит ущерба безопасности России.
Говоря об отношении Казахстана к этому шагу США, Е.Идрисов отметил, что во-первых, Казахстан – сторона договора по ПРО от 1972 года в соответствии с меморандумом о правопреемстве. Более того, Казахстан – государство, которое первым на добровольной основе отказалось от ядерного наследия, уничтожило на своей территории всю инфраструктуру ядерного оружия и внесло тем самым конкретный и ощутимый вклад в обеспечение стратегической стабильности в мире. “Кстати, США, признавая это, заранее официально уведомили нас наряду с другими участниками Договора о предстоящем заявлении о выходе США из Договора. Это дружественный жест”, отметил дипломат.
Во-вторых, хотя Казахстан и не обладает сейчас стратегическими наступательными вооружениями на нашей территории есть два объекта, которые обусловливают наше участие в Договоре по ПРО. Нельзя сбрасывать со счетов и наличие на территории РК космодрома Байконур - мы не хотели бы, чтобы развитие ситуации в, так сказать, пост-Договорный период хоть как-то негативно отразилось на процессе мирного использования космоса.
В третьих, надо учитывать, что Договор по ПРО не существовал сам по себе. Он являлся одним из важнейших элементов системы договоров и режимов в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения таких, например, как СНВ-2, ДНЯО, ДВЗЯИ, РКРТ и др., пояснил Е.Идрисов.
Он считает, что мир сильно изменился с тех пор, когда был заключен Договор по ПРО. Это стало особенно очевидным после трагических событий в США – мир оказался перед лицом новых угроз, особенно такой их уродливой формы, как международный терроризм.
Поэтому, Астана полагает, что было бы разумным не поддаваться эмоциям и не драматизировать ситуацию. “Это не означает обязательно полного крушения старой системы. Необходим анализ того, как новая ситуация отразится на других элементах действующей системы. Думаю, что и отдельные механизмы Договора по ПРО от 1972 года, который сыграл важную роль в обеспечении международной безопасности, могли бы еще поработать. Важно не допустить ситуацию правовой и политической неопределенности после прекращения действия Договора, что несомненно серьезно подорвет процесс разоружения и режим нераспространения ОМУ”, считает глава МИД РК.
По его мнению, идеальным было бы максимально эффективно использовать 6-ти месячный период, оставшийся до выхода Договора по ПРО из силы и согласовать за это время хотя бы концептуальные подходы и контуры новой системы стратегической стабильности.