Щебень добывается в карьере, который находится в запретной санитарной зоне, в непосредственной близости от скотомогильника, где захоронены животные, павшие от смертельно опасных болезней. Хозяева карьера не признают результаты государственных исследований и продолжают работу.
В селе Тайтобе, что в двадцати километрах от Астаны, за последние три дня судорогой свело ноги семерым коровам, приезжал ветеринарный врач и взял у животных анализы. Больше всего сельчане боятся очередной вспышки сибирской язвы. Старожилы свидетельствуют: такое уже здесь было - в 1971 и в 1986 годах. В последнем случае от больной коровы заразился человек.
Бисенгали Бикбулатов, начальник Целиноградской районной территориальной инспекции МСХ РК подтверждает:
- В 1986 году одна женщина. Резали корову, потом раздали, 50 килограммов они взяли из холодильника после лаборатории. И женщина заболела, в больнице вылечили ее, она уехала.
Раньше здесь находился совхоз «Техникум» и учебное хозяйство, где содержали скот. Эпидемии и падеж были регулярными. Высохшие кости и черепа умерших животных теперь лежат прямо под открытым небом. По сути, это настоящий питомник для опаснейших болезнетворных микробов.
Кладбище домашних животных совсем рядом с селом Тайтобе. Местные жители говорят, что пыль оттуда ветром несет на пастбища, поэтому каждый год здесь гибнет домашний скот. Но, несмотря на все запреты, в нескольких метрах от скотомогильника роют землю и добывают щебень и глину.
Самосвалы с опасным грузом ездят в столицу постоянно, по 10-15 машин в день. Представители компании, которая арендовала земельный участок со скотомогильником, уверяют: вышла ошибка. И никаких захоронений здесь нет, ближайшее в тридцати километрах от карьера.
Владимир Белозеров, начальник производства утверждает, что координаты неточны, а областные и республиканского значения органы брали анализы почвы, но ничего не обнаружили.
В свою очередь районные власти эти утверждения опровергают. Есть архивные документы, и живы очевидцы захоронений. Существуют копии документов, которые подтверждают: именно здесь находится очаг сибирской язвы. И по закону в радиусе двух километров никаких работ проводить нельзя. Трупы животных лежат под землей в бетонных капсулах, но от активных строительных работ бетон может треснуть. Тогда споры сибирской язвы, которые остаются жизнеспособными больше ста лет, попадут в почву.
- По кадастровой книге решение райисполкома есть, и потом в записях везде есть, что он на окраине села Тайтобе, а как раз Тайтобе находится где-то в двух с половиной километров от этого захоронения. И там был совхоз Техникум, который существовал, и все животные падали. Всех туда хоронили, и когда вспышка была в 1971 году – захоронили там, и в 1986 захоронили там, - говорит Бисенгали Бикбулатов.
Жители села уже подали на предпринимателей в суд, но из опасного карьера в Астану по-прежнему везут щебень. Хотя еще год назад это место должны были огородить и забетонировать.