К такому выводу можно прийти, сопоставив выступления главы МНЭ с уже озвученными планами на этот год.
Выступая на заседании правительства, заместитель премьер-министра — министр национальной экономики Серик Жумангарин сказал, что в рамках реализации поручений президента, данных на Национальном курултае, правительство обеспечит рост ВВП на уровне не менее 5% и направит порядка 8 трлн тенге на поддержку реального сектора экономики.
Однако в первый раз об этих деньгах правительство РК сообщило еще 19 ноября 2025 года. Тогда была утверждена Программа совместных действий Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка по стабилизации и повышению благосостояния населения на 2026–2028 годы.
Цена программы была 8 трлн тенге, которые правительство выделит холдингу «Байтерек». В том числе 1 трлн — деньги напрямую из бюджета, остальные 7 трлн тенге — под гарантии правительства.
Основными целями программы являются ежегодный прирост экономики на уровне не ниже 5% и реальных доходов населения в среднем на 2–3% в год, — сказал тогда премьер-министр Олжас Бектенов.
То есть ничего нового после Национального курултая министр национальной экономики не сказал: новых предложений не выдвинул, новых денег или инвесторов не нашёл.
Этот случай не первый, когда министр экономики Серик Жумангарин так или иначе противоречит главе государства.
Вспомните: когда в сентябре прошлого года начали говорить о высокой инфляции, Жумангарин сказал, что мы не можем заниматься этой ерундой, потому что инфляция — следствие роста экономики, и нам главное обеспечить этот рост, — напомнил для «Караван.kz» политолог Данияр Ашимбаев. — Потом — совещание у президента, и тот же Жумангарин докладывает о программе по борьбе с инфляцией. Причем в самой программе ничего нового нет. Там те же меры, которые были озвучены, но написали их под новым соусом.
Примерно такая же ситуация произошла, когда бизнес резко критиковал проект нового Налогового кодекса. Тогда глава МНЭ сказал, что новый налоговый кодекс едва ли не идеальный. Но после критики со стороны президента началась работа по исправлению идеального документа.
Теперь, уже в январе 2026 года, президент РК на Национальном курултае Касым-Жомарт Токаев снова сказал, что надо «внимательно изучить все здравые, конструктивные предложения общественности относительно применения нового Налогового кодекса и при необходимости внести коррективы. В конце концов, Налоговый кодекс — это не священное писание».
Выходит, МНЭ никак не изменило свой «идеальный» документ?
Слова Токаева и слова Жумангарина друг другу не противоречат. Правительство озвучивает свои планы и говорит, что будет делать определенные вещи, в том числе и повторяя свои слова, — возражает экономист Айдархан Кусаинов. — Это нормальная, цельная позиция. Ничего плохого здесь нет.