Передача “Казмортрансфлоту” нефтепричалов Актауского порта будет способствовать развитию отечественного торгового флота – премьер-министр

Постановлением правительства РК от 27 сентября 2001 года №1263 “Некоторые вопросы развития торгового мореплавания” министерству транспорта и коммуникаций поручено передать в аренду ЗАО “Национальная морская судоходная компания “Казмортрансфлот” нефтеналивные причалы №4,5 и 9, находящиеся в хозяйственном ведении РГП “Актауский морской торговый порт”.
Премьер-министр отмечает, что при подготовке данного постановления детально рассматривались все возможные последствия как для порта Актау, так и для ЗАО “НМСК “Казмортрансфлот”, связанные с передачей причалов в имущественный наем.
Компания “Казмортрансфлот” была учреждена в 1998 году и по причине отсутствия финансовых средств и активов ее деятельность в течение 3 лет была фактически заморожена. Рынок перевозок казахстанских грузов в каспийском регионе заняли суда и танкеры компаний Азербайджана, России и Ирана.
“Сложившаяся ситуация, безусловно, не отвечала экономическим интересам Казахстана, в связи с чем правительством республики было принято решение реанимировать деятельность ЗАО “НМСК “Казмортрансфлот”, подчеркивает К.Токаев.
В сентябре текущего года ЗАО “НМСК “Казмортрансфлот” совместно с компанией “Novoship UK LTD”, являющейся оператором флота “Новороссийское морское пароходство”, было создано совместное предприятие “Oilstream Shipping Limited”, в чью задачу входят перевозка казахстанской нефти из портов Черного моря на внешние рынки.
Совместные расчеты, проведенные РГП “Актауский морской торговый порт” и ЗАО “НМСК “Казмортрансфлот”, показывают, что при существующих грузопотоках и передаче причалов доходы порта позволят выполнить обязательства по возврату кредитных средств и сформировать переходящие остатки на 2003 год в размере $6,5 млн., на 2004 год - $6,8 млн., говорится в ответе главы правительства.
Таким образом, доходы порта Актау без учета грузового сбора за перевалку нефти через причалы будут достаточны для самостоятельного выполнения обязательств по соглашению о займе и недопущению дефолта, а также дальнейшего развития порта. Премьер-министр также отмечает, что в соответствии с кредитным соглашением от 16 апреля 1996 года между ЕБРР и Казахстаном проект реконструкции порта Актау не включает реконструкцию нефтеналивных причалов №4 5 и 9, а доходы от грузовых портовых сборов с указанных причалов не принимались в расчет при составлении графика погашения кредита перед ЕБРР. В настоящее время нефтеналивной причал №5 не эксплуатируется из-за его критического состояния, причал №4 также требует проведения капитального ремонта. В этой связи постановлением правительства определено, что реконструкция причалов будет финансироваться за счет средств ЗАО “НМСК “Казмортрансфлот” и должна завершиться в 2003 году.
Также необходимо отметить, что министерством транспорта и коммуникаций было получено официальное согласие ЕБРР, подчеркивает премьер-министр в ответе на запрос депутата В. Макалкина, в котором ставилась под сомнение обоснованность принятия данного постановления.