Новый Градостроительный регламент утвердили в Алматы

С 1 марта 2025 года документ начал действовать, пишет Caravan.kz со ссылкой на Zakon.kz.

Градостроительный регламент разработан на основе Генерального плана до 2040 года.

Документ определяет принципы зонирования, размещения инфраструктуры и учет экологических факторов.

Градостроительный регламент территории города Алматы обеспечивает:

Впервые введены карты регулирования, включая ветровое районирование, которое позволит использовать меридиональные улицы как "вентиляционные коридоры". Это способствует лучшей аэрации мегаполиса и улучшает городской климат.

Базовой структурной единицей земельных участков на территории города Алматы определены следующие территориальные единицы элементов планировочной структуры государственного градостроительного кадастра: 7 планировочных зон, 64 кадастровых округа, 512 кадастровых секторов и 9 445 кадастровых кварталов, которые и являются самой мелкой планировочной единицей при разработке функционального зонирования территории города.

Документ содержит карты средоохранных зон регулирования градостроительной деятельности на территории города Алматы:

Основными планировочными ограничениями по застройке территории города Алматы являются карты-схемы:

"Направление ветра может иметь значительное влияние на различные аспекты градостроительства, включая естественное охлаждение, вентиляцию зданий, уровень шума и даже распространение загрязнений", – говорится в документе.

Необходимо учитывать следующие градостроительные рекомендации для города Алматы:

Ориентация улиц

При планировании новых районов или перепланировке существующих улицы следует по возможности ориентировать вдоль преобладающих направлений ветра (северо – северо-восток и юго – юго-запад). Это создаст "воздушные коридоры", позволяющие ветру свободно проходить через город, обеспечивая естественное охлаждение и рассеивание загрязнений.

Ориентация высотных зданий

Высотные здания следует располагать так, чтобы максимизировать прохождение ветра и минимизировать создание "вихревых" условий вокруг них, создавая из зданий ветровые коридоры. Здания следует ориентировать вдоль преобладающего направления ветра (северо – северо-восток и юго – юго-запад).

Открытые пространства и парки

Открытые пространства и парки могут быть спланированы так, чтобы служить воздушными коридорами, особенно если они ориентированы вдоль преобладающих направлений ветра.

Ориентация свободных пространств между зданиями вдоль вторичного направления ветра (запад-восток)

Следует также стараться осуществлять ориентацию свободных пространств между зданиями с целью создания ветрового коридора в направлении запад-восток. Подобная планировка позволит улучшить ветровой режим и сделать городскую среду более комфортной для жизни.

Промышленные объекты

Промышленные объекты, которые производят загрязнения, следует ориентировать таким образом, чтобы преобладающие ветры переносили эти загрязнения в сторону от жилых районов.

Здания с естественной вентиляцией

Здания должны быть спроектированы так, чтобы использовать естественную вентиляцию, основанную на преобладающих ветрах. Это может включать в себя такие элементы, как вентиляционные шахты, окна, которые могут быть открыты, и атриумы.

Рекомендуется создание "вентиляционных коридоров" из улиц, расположенных в направлении север-юг, а именно рекомендуется рассматривать улицы, расположенные в меридиональном направлении, такие как проспекты Достык, Абылай хана, Сейфуллина, Гагарина, а также улицы Момышулы, Ауэзова, Розыбакиева, Тлендиева, Саина, Яссауи и другие, в качестве коридоров для проветривания. Для этого следует предусмотреть меры, направленные на улучшение их аэродинамических характеристик, включая застройку длинными зданиями, вдоль указанных улиц.

Помимо этого, необходимо создавать "вентиляционные коридоры", образованные широкими улицами с деревьями, которые дадут возможность чистому воздуху спускаться с гор в город. Эти меры помогут создать эффективные условия для проветривания города.

Также регламент стимулирует полицентричное развитие, создавая условия для децентрализации занятости, уменьшения транспортной нагрузки и появления новых рабочих мест.

Решение введено в действие с 1 марта 2025 года.