Не секрет, что дети, серьезно занимающиеся спортом, учебе уделяют не так много внимания, как этого требуется. Известный казахстанский футбольный тренер, наставник юниорской сборной Казахстана (до 19 лет) Александр Кузнецов уверен, что учебу ни в коем случае нельзя отодвигать на второй план. Да и на занятиях футболом нужно не просто гонять мяч, а повышать свой интеллект. Об этом наставник рассказал, представляя разработанную им Национальную программу развития молодежного футбола Республики Казахстан на 2025–2034 годы, которую тренер изложил на страницах книги «Казахстанский футбол — будущее молодежи», передает Caravan.kz.
Что футбол шел на пользу учебе, специалист предлагает строить тренировки на основании методики Brain Football, основная цель которой - развитие мышления и техники работы с мячом через упражнения, которые стимулируют мозговую активность.
В результате у тренирующихся улучшаются когнитивные функции: внимание, память, аналитическое мышление, формируется здоровая среда для развития головного мозга, что влияет на интеллект человека, развивает адаптивное техническое исполнение (умение использовать разные технические элементы в зависимости от ситуации), повышает способность к многозадачности, что важно как в футболе, так и в учебе.
"Что касается влияния на обучение в школе, то благодаря тому, что игроки быстрее анализируют ситуации на поле, в школе им это помогает лучше воспринимать и обрабатывать учебный материал. Быстрое мышление улучшает способность к математике, логике, чтению и запоминанию информации. Brain Football требует удерживать в голове множество факторов (позиции, движения, структуру ,варианты паса). Это ведет к улучшению концентрации и памяти, что помогает школьникам быстрее запоминать темы и факты. Метод интенсивности учит принимать решения под давлением, что снижает стресс перед экзаменами и контрольными. Технические упражнения улучшают координацию движений, что положительно сказывается на письме, рисовании, игре на музыкальных инструментах. Тактическая периодизация учит работать в команде, коммуницировать, развивать лидерские качества, что помогает в школе, проектах и социальной жизни", - считает Александр Кузнецов.
Тренер из своего опыта выяснил, что в Казахстане на сегодняшний день слишком мало тренеров применяет умный подход к тренировкам.
"Методика подготовки футболистов в Казахстане варьируется от системных до стихийных подходов. Основная проблема в том, что более 50% тренировочного процесса в Казахстане зачастую сосредоточено на упражнениях, которые не стимулируют развитие мозга. В итоге наблюдается отсутствие акцента на тактическом мышлении, интенсивности, соответствующей требованиям современного футбола, комплексном развитии техники и тактики", - отметил Кузнецов.
В результате этого многие футболисты в Казахстане с 8 до 18 лет за 10 лет проходят лишь 50% тренировок, направленных на развитие мышления и тактического анализа, теряют 5 лет потенциального прогресса. Это приводит, по мнению тренера, к низкому уровню тактической грамотности, слабой адаптации к интенсивным матчам, недостаточном развитии техники и принятия решений.