Предприятия, заключившие инвестиционные контракты, могут получать преференции в виде освобождения от уплаты отдельных видов налогов, сниженных ставок или отсрочек по налоговым обязательствам. Такие меры позволяют снизить первоначальные издержки, повысить рентабельность проектов и сделать инвестиции в приоритетные отрасли и регионы более привлекательными для бизнеса. В результате создаются условия для модернизации производства, расширения рабочих мест и ускоренного социально-экономического развития, пишет Caravan.kz.
Новый Налоговый кодекс внедряет налоговые льготы, чтобы активизировать реинвестиции в регионы. Среди мер: сокращение корпоративного подоходного налога до 0% для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Такие компании также освобождены от уплаты земельного и имущественного налога, а в рамках инвестиционного контракта возможно освобождение от НДС на импорт сырья и материалов. Условия сохраняются на срок действия контракта, что гарантирует стабильность для инвесторов.
«Важным изменением является установление ставки КПН для организаций соцсферы, которые согласно действующему Налоговому кодексу, могут применять освобождение от КПН при выполнении определенных условий (получение дохода от основной профильной деятельности и реинвестирование в основную деятельность), при этом новый Налоговый кодекс не предусматривает ограничений по распределению и выводу полученной прибыли», - комментируют в НПП РК «Атамекен».
Кроме того, новые нормы Налогового кодекса стремятся к гибкости: льготы могут предоставляться из одного комплекса, с учетом уровня инвестиций и сложности производства, что упрощает их применение.
Роль специальных экономических зон (СЭЗ)
Свободные экономические зоны (СЭЗ) еще один инструмент стимулирования региональных инвестиций в Казахстане. Резиденты таких зон освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и землю, а также НДС при реализации продукции внутри зоны. Дополнительно они не платят таможенные пошлины на импорт оборудования и материалов, что значительно снижает стартовые издержки и ускоряет запуск проектов. С 2023 года внедрен дифференцированный подход: чем выше объем инвестиций, тем более продолжительный период действия льгот, что повышает заинтересованность инвесторов в долгосрочных вложениях. Еще одним стимулом является право выкупа земельных участков после выполнения инвестиционных обязательств, что формирует уверенность бизнеса в устойчивости своих активов.
«По состоянию на 2025 год в стране функционирует 16 СЭЗ и 55 индустриальных зон (ИЗ), каждая из которых ориентирована на развитие определенных отраслей и создание новых производственных мощностей. В рамках СЭЗ реализуется 874 инвестиционных проекта на общую сумму 3,7 трлн тенге, создано свыше 30 тыс. рабочих мест, а объем произведенной продукции превысил 11 трлн тенге», - сообщили в НПП «Атамекен».
Индустриальные зоны, в свою очередь, аккумулировали 554 проекта на 1,4 трлн тенге, обеспечили более 15 тыс. рабочих мест и произвели продукции на 4,3 трлн тенге. Такая динамика демонстрирует эффективность льготных режимов в привлечении частного капитала и формировании промышленной базы в регионах.
При этом потенциал данных инструментов пока раскрыт не в полной мере: уровень готовности инфраструктуры на площадках СЭЗ и ИЗ в среднем составляет 60–70%. Это означает, что дальнейшие инвестиции в инженерные сети, транспортные и логистические объекты способны существенно увеличить привлекательность зон для новых проектов. Завершенность инфраструктуры напрямую влияет на сроки запуска производств, а значит, и на скорость возврата вложений, что делает этот аспект одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики.
Инвестиционные соглашения
Инвестиционные соглашения, включая приоритетные проекты стабильно привлекают капитал в экономику Казахстана. Они предусматривают комплексную поддержку инвесторов: освобождение от отдельных видов налогов и таможенных платежей, а также предоставление натуральных грантов в виде земельных участков или готовой инфраструктуры. Такие меры особенно востребованы для крупных стратегических инициатив, которые требуют долгосрочных вложений и высокой степени уверенности в прогнозируемости условий ведения бизнеса.
Эффект от применения подобных механизмов заключается в создании стимулов для реинвестирования прибыли и расширения производственных мощностей. Налоговые льготы, включая нулевую ставку по отдельным обязательствам, в сочетании с гибкими пакетами преференций, позволяют компаниям перераспределять ресурсы в пользу модернизации и внедрения инноваций. Это способствует ускорению технологического развития, повышению конкурентоспособности продукции и укреплению экспортного потенциала регионов. В итоге, государственная политика Казахстана создает устойчивую экосистему стимулирования инвестиций: прямые налоговые стимулы, инфраструктурная поддержка через СЭЗ, правовой комфорт и сопровождение инвесторов. Это позволяет регионам обрести новые предприятия, технологии и рабочие места, усиливая национальную экономическую устойчивость