Национальный курултай: Итоги работы прошедших заседаний

Во время прошлого заседания члены Курултая озвучили порядка 150 инициатив, по итогам которых приняты десятки законодательных поправок. Они касаются изменений в вопросах безопасности женщин и детей, ономастики, запрета вейпов, лотерейной деятельности. Подробней об итогах работы прошедших заседаний - в интервью с депутатом Сената Парламента РК, членом Национального Курултая Евгением Больгертом, пишет Caravan.kz.

- Евгений Андреевич, ежегодно на площадке Национального Курултая озвучиваются важные инициативы, касающиеся развития гражданского общества и политических преобразований в стране. Какие из них, по Вашему мнению, заслуживают наибольшего внимания?

- Национальный Курултай выступает важнейшей и представительной общественной площадкой страны. Его работа не ограничивается заседаниями, а ведется в течение всего года. Уже третий год Курултай проходит секционно. Данные площадки охватывают ключевые направления деятельности, где мы обсуждаем с экспертным сообществом, членами Правительства, депутатским корпусом новые идеи и инициативы, а также ход реализации проектов Курултая. Как вам известно, участниками Национального курултая являются общественные деятели, представители культуры, СМИ, экономисты, спортсмены, филологи, депутаты Парламента, представители политических партий, крупных отраслевых объединений бизнеса, медицины, образования, науки, культуры, защиты прав человека и других организованных социальных групп. К работе также приглашены молодежные лидеры и активисты. По итогам проделанной работы мы видим целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление демократии и повышение эффективности государственного управления. В качестве примера ключевых итогов заседаний Курултая прошлых лет я бы назвал усиление принципа сменяемости власти: введён ограниченный президентский срок, что повышает прозрачность и конкуренцию в политическом поле. Также осуществляется  укрепление антикоррупционного фундамента: запрет на занимаемые должности родственниками президента и невозможность главы государства состоять в партиях способствуют снижению конфликтов интересов и более справедливому распределению госресурсов. Расширение прямого участия граждан реализуется посредством проведения регулярных референдумов, а повышенное внимание к общественным обсуждениям законопроектов говорят о желании руководства страны вовлечь население в принятие важных решений. Также хочется отметить учреждение Конституционного суда, возрождение которого защитило право граждан на обращение по конституционным вопросам напрямую и усилило систему сдержек и противовесов. Дальнейшее развитие гражданского общества предусматривает законодательные реформы, которые способствуют упрощению регистрации и деятельности общественных объединений, что открывает больше возможностей для реализации гражданских инициатив. Суммарно эти реформы демонстрируют стремление Казахстана и главы государства к развитию современной, открытой и справедливой политической системы. Безусловно, впереди ещё много работы, но заложенные основы уже позволяют нам говорить о позитивных переменах и реальном движении к более демократическому обществу.

- Не менее важными являются политические реформы, проводимые по инициативе главы государства. Как Вы оцениваете эффект от данных преобразований, а также как они влияют на ситуацию в стране?

- Мы на протяжении нескольких лет наблюдаем комплексную перезагрузку ключевых государственных институтов в соответствии со стратегией главы государства «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Новый Казахстан открывает новые возможности для участия граждан в политической жизни страны, создает условия для реализации своих политических взглядов, что придает импульс для развития плюрализма. Вместе с тем созданы дополнительные возможности для появления новых политических партий, представляющих различные категории электората в конкурентном поле. Серьезным шагом на пути к укреплению принципа сменяемости власти стало ограничение срока президентских полномочий до одного семилетнего периода. Во-первых, подобная мера снижает риск возникновения авторитарных тенденций и создаёт более здоровую политическую конкуренцию. Во-вторых, это помогает формировать устойчивую политическую систему, в которой нельзя сосредоточить всю власть в одних руках на неопределённый срок. Напомню слова Президента Токаева о том, что «Глава государства — это нанятый менеджер, а не тень Всевышнего». Ограничение же сроков подталкивает к построению эффективных институтов управления, поскольку каждый новый президент будет стремиться продемонстрировать реальные результаты в ограниченном временном промежутке. Кроме того, данная реформа отвечает ожиданиям гражданского общества и соответствует общемировым трендам развития демократии. Это усиливает доверие граждан к государственной системе и в долгосрочной перспективе делает политическую среду более прозрачной и подотчётной обществу. Теперь Президент Казахстана не может быть членом политических партий, а его родственники не должны занимать государственные должности. Данные положения направлены на дальнейшее укрепление принципов справедливости и прозрачности во власти. Когда глава государства не связан с конкретной партией, это обеспечивает более равное отношение ко всем политическим силам и снимает возможные конфликты интересов. Такая нейтральность делает политическую систему более конкурентоспособной, поскольку каждый может рассчитывать на более или менее равные условия участия в политической жизни. В то же время, это позволяет разным политическим партиям предлагать свое видение реализации стратегических реформ. Что касается запрета на назначение родственников на государственные посты, это важная антикоррупционная мера, направленная на снижение рисков семейного или кланового влияния в государственных органах. В конечном итоге, подобные инициативы повышают доверие общества к институтам власти, и граждане начинают лучше понимать, что личные связи не дают автоматических преференций. Такой подход соответствует современной концепции государственной службы, где в приоритете – профессионализм, компетентность и личные качества, а не кумовство и непотизм.

- Какие еще примеры реформ, направленных на развитие демократического общества, Вы могли бы привести?

- Государство делает акцент на прямом участии граждан в принятии ключевых решений. Референдум – это один из важнейших инструментов непосредственной демократии, позволяющий гражданам высказать свою позицию и напрямую повлиять на формирование политики государства. Такой подход свидетельствует о желании руководства страны услышать голос народа, вовлечь его в процессы, которые обычно решаются парламентом или в рамках исполнительной ветви власти. Это по сути и есть одна из форм реализации на практике принципа «Слышащего государства». Для дальнейшего развития демократического общества важно укреплять эти практики, чтобы референдумы становились реальным механизмом взаимодействия общества и государства по кругу наиболее важных и судьбоносных для страны вопросов.

Вместе с тем теперь любой гражданин, считающий, что его конституционные права были нарушены, может напрямую обратиться в Конституционный суд за защитой. Это расширяет доступ к правосудию и даёт людям уверенность в том, что их обращения не останутся без внимания. Возрождение Конституционного суда – это ещё один существенный шаг к построению сильной правовой системы. Данный институт за относительно короткое время начал полноценно функционировать. Уже целый ряд решений Конституционного суда имплементированы в действующее законодательство, устранив тем самым несоответствие отдельных положений законодательства нормам Основного закона. В эту работу я вовлечен непосредственно, в рамках парламентской деятельности, где наш комитет по своему профилю напрямую взаимодействует с Конституционным судам РК. Наличие эффективного Конституционного суда не только поднимает общий уровень ответственности законодательной и исполнительной ветвей власти, но и служит своего рода маркером для зарубежных партнеров, свидетельствующем о развитой судебной системе и являющемся важнейшим институтом правового государства. Таким образом, институт конституционного контроля выступает гарантом соблюдения верховенства закона и защищает права и свободы граждан.