“Нам необходимо внедрение новой казахстанской модели школы, которая должна соответствовать современным требованиям мирового сообщества”, - заявила в своем выступлении на заседании правительства министр образования и науки РК Шамша Беркимбаева.
В то же время министр отметила, что “с переходом на 12-летнее обучение проблемы сельских школ, особенно малокомплектных, могут обостриться” . “Продление среднего образования на 1 год потребует по нашим расчетам дополнительные расходы в сумме более 5 миллиардов тенге ежегодно в течение 10 лет”, - сказала министр. Кроме того, ожидаемое в связи с принятием программы увеличение приема выпускников основной школы в профессиональные школы и колледжи до 65% от выпуска потребует только для организации учебного процесса увеличения расходов до 16 млрд. тенге, отметила Ш. Беркимбаева.
Предполагается, что 12-летняя система обучения будет состоять из начальной ступени (1-4 классы, обучение с 6 лет), основной ступени (5-10 классы). По окончании 10 класса должна проводится государственная аттестация выпускников путем проведения единого госэкзамена, затем в соответствии с рейтинговыми показателями госкомиссия проводит распределение выпускников по учебным заведениям: средняя общеобразовательная школа (11-12 классы), профессиональные школы, колледжи. При этом предполагается, что 30-40% выпускников основной ступени останутся в общеобразовательной школе для обучения в профильных классах, остальные - продолжат обучение в профессиональных школах и колледжах.
Однако, по мнению премьер-министра РК Имангали Тасмагамбетова, высказанному в ходе обсуждения на заседании этого вопроса, такой подход “полностью противоречит Конституции”, которая провозглашает доступность среднего образования для всех граждан республики. Кроме того, считает глава правительства, предложенная модель перехода на 12-летнее обучение не подкреплена экономическими расчетами. “В концепции нет раздела экономического обеспечения, такой документ на правительство представлять нельзя”, - подчеркнул он. В частности, не подкреплен бюджетным финансированием предполагаемый переход в порядке эксперимента на 12-летнее обучение в ряде школ республики уже с 2003-04 учебного года. “Мы не готовы к началу эксперимента”, - отметил премьер, подчеркнув при этом, что “проводить эксперименты ради эксперимента - это значит играть с огнем”.
Глава правительства предложил “дать время министерству образования и науки, чтобы поработать над концепцией (перехода на 12-летнее среднее образование)”.