По его словам, в ходе обсуждений стороны пришли к единому мнению в том, что “чрезвычайно важно попытаться уложить в этом документе все взаимные интересы сторон и все болевые точки, включая и банк качества нефти, структуру тарифов и их сумму, сроки и объемы поставок нефти”. “Пусть он (документ) сегодня будет со скобками, пусть с позицией, по которой стороны не пришли к окончательному виду, но это уже переговорная позиция, в которой можно четко и точно просчитать все интересы”, - сказал В. Христенко. По его мнению, в случае достижения компромисса в вопросе подписания нового соглашения по транспортировке азербайджанской нефти по северному трубопроводу Баку-Новороссийск, оформление такого документа на срок меньше 15 лет нецелесообразно. “Он должен быть достаточно долгосрочным”, - подчеркнул министр.
В. Христенко сообщил, что пока транспортировка нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск продолжается по нынешнему соглашению в стабильных объемах в 2,7 млн. тонн в год. “Выполняя обязательства по нынешнему соглашению, мы будем активизировать работу над переговорами по поводу возможного нового долгосрочного соглашения”, - сказал министр.
Согласно межправительственному договору между Россией и Азербайджаном, заключенному в январе 1999 года, он автоматически продлевается каждый год, если одна из сторон не уведомляет вторую сторону за полгода до истечения срока о намерении прекратить его действие.
Отвечая на вопрос по возможности использования трубопровода Баку-Новороссийск в обратном направлении для транспортировки российской нефти и ее последующей закачки в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, В. Христенко уклонился от прямого ответа, заявив, что Россия уже объявила свои стратегические планы по маршрутам транспортировки. “Первое направление - это Балтика. Сегодня мы уже вышли на 42 млн. тонн нефти в год с 12 млн. тонн. В ближайшие 1,5 года увеличим до 60 млн. тонн. Второе направление - это Тихий океан, направление западносибирской и восточносибирской нефти на тихоокеанское побережье. Третье направление - это северное побережье. Это три стратегические линии, которые возьмут на себя большую часть объемов добываемой нефти, а также позволят покрыть риски Босфора. При этом по черноморскому бассейну мы работаем по верхней планке по отгрузке нефти”, - сказал министр.
По мнению экспертов ГНКАР, реверсирование трубопровода Баку-Новороссийск в обратном направлении для дальнейшей закачки российской нефти в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан можно было бы осуществлять в зимнее время при напряженной ситуации на Черном море и в проливе Босфор.