Реакция последовала незамедлительно. Уже через несколько дней чиновники вышли в рейды. Проверили побережье, установили контейнеры, провели совещания. И с гордостью отчитались, что выявлены нарушения у лодочных операторов. Мол, из 30 моторных лодок на Алаколе 12 нарушили правила. Нарушители найдены, протоколы составлены, всё под контролем. Вот только ощущение, что не с того начали. Потому что главные проблемы на Алаколе не в лодках. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Курорт начинается с дороги и туалетов
Неделю назад Instagram заполнили жалобы казахстанцев, которые поехали отдохнуть на озеро. Люди писали, как стояли в километровых пробках.
Одна девушка рассказывала, что они с семьей выехали в 4 утра, сначала всё было отлично: дорога ровная, даже местами с двумя полосами. А потом, ближе к Акши, начался ад. Машины тащились со скоростью 25 км в час, а дальше и вовсе остановились на полтора часа. Жара, духота, ни туалета, ни заправки, ни помощи.
И, как обычно, некоторые водители стали обгонять по обочине, подрезать, создавать ещё большие заторы. Даже дорожная полиция не справлялась с такими наглецами.
Впрочем, буквально через день на трассе Капчагай – Алматы картина была не лучше. Машины шли плотным потоком, водители были уставшими и раздражёнными. Некоторые шутили: «Нас точно в стране всего 20 миллионов?».
И ладно бы только дорога. Но ведь и на самом озере не лучше. Те, кто всё-таки доехал, жаловались, что на пляже нет нормальных туалетов, мусорные контейнеры переполнены, кругом грязь. При этом Алаколь в прошлом году принял два миллиона туристов. Казалось бы, можно было подготовиться.
Но вместо того, чтобы заняться дорогами и санитарией, власти начали с лодок. Наверно, так проще. Моторку легко проверить, составить протокол, отчитаться. И вот уже есть цифры, виновные лица.
Как спасти Алаколь от сезонного хаоса?
Что действительно нужно сделать, чтобы Алаколь перестал быть стихийным бедствием? Начнем с дороги. Людей стало больше, машин, интерес к внутреннему туризму вырос, а дорога, по всей видимости, — нет. В итоге колонны машин, нервы на пределе, обгон по обочине, и полиция, которая смотрит на всё это с обречённым видом.
Чтобы решить эту проблему, нужны конкретные меры по разгрузке трассы. Например, в часы пик можно ограничивать движение большегрузов. На некоторых участках дороги вполне можно ввести реверсивное движение: утром больше полос в сторону Алаколя, вечером — в сторону Алматы.
На платных трассах давно пора внедрить электронный учёт транспорта, чтобы понимать, сколько машин едет и куда. Это поможет заранее предупреждать о перегрузке и, возможно, даже регулировать поток. Информационные табло, простое мобильное приложение, которое показывает пробки, переполненные пляжи и наличие санитарных пунктов — это не фантастика. В других странах такие системы работают уже давно. Почему бы и нам не начать?
Установка одного-двух мусорных контейнеров на пляже не решит проблему с антисанитарией. Должны быть конкретные правила для владельцев зон отдыха. Хочешь принимать туристов — установи на пляже туалеты, душевые, обеспечь регулярную уборку территории. Причём не тогда, когда жалобы пошли в Instagram, а по утверждённому графику.
Посмотрите на тот же Иссык-Куль. Там уже несколько лет работают мобильные экопатрули и волонтёры. Они объясняют туристам, что мусорить нельзя, выдают пакеты, следят за чистотой. Почему бы не взять этот опыт на вооружение и у нас? Это точно полезнее, чем просто надеяться на вежливость отдыхающих.
И вот в этой ситуации власти начинают с лодок. Только в туристических зонах важнее не лодки, а дороги без пробок, туалеты, порядок, ощущение, что ты приехал отдыхать, а не сражаться за выживание.