Два года хоть и небольшой, но вполне достаточный срок для того, чтобы понять насколько эффективно работает самый молодежный закон страны.
Поделиться своими мыслями по этому поводу мы попросили людей самых близких в государстве к работе закона:
- Директора Департамента молодежной политики МОН РК Утешева Н.С.;
- Заместителя Председателя Совета Конгресса молодежи Казахстана Тупицына С.Г.;
- Исполнительного директора Конгресса молодежи Казахстана Жумина Д.Е;
- Заместителя исполнительного директора Конгресса молодежи Казахстана Кожахмета М.Д.,
- Председателя Республиканского штаба "Жасыл Ел" Жусупова Ж.Е.;
- Председателя Республиканского штаба Студенческих строительных и молодежных трудовых отрядов Каримбаева Н.Т.;
- Лидера Альянса студентов Казахстана Джунуспаева А.
И с первым вопросом обратились к Утешеву Н.С.:
- Нурлан Сулейменович, как долго разрабатывался Закон? Какова его история?
- Что касается истории создания этого Закона, то на заре Независимости Казахстана был принят "Закон о государственной молодежной политике", в 1991 г. 26 июня. Это был сильнейший закон, один из первых по странам СНГ, там предусматривалась социально-экономическая поддержка молодежи.
В силу объективных причин в последующие годы он утратил свою силу и возможности для функционирования. С 1996 г. Лидерами молодежных организаций Казахстана неоднократно поднимался вопрос о новом законе. В результате совместных усилий в 2004г. Закон "О государственной молодежной политике в РК" был принят.
Конечно, не все пункты и разделы его уже работают. На момент принятия многие положения закона не подкреплялись реальным финансированием. С течением времени отдельные нормы все-таки заработали, стали выделяться средства. Действующий потенциал Закона еще не исчерпан. Сейчас необходимо шаг за шагом добиваться его исполнения.
- Расскажите о работе МОН по обеспечению реализации положений Закона "О ГМП"
Конкретно по статьям можно сказать следующее:
Статья 3 (организация работы в сфере патриотического воспитания молодежи, в том числе в регионах). Одной из основных задач МОН является организация патриотического воспитания граждан. Наиболее крупными мероприятиями в этой сфере являются ежегодный конкурс солдатской песни "Жас улан" и Армейские инструктивные сборы.
Самым запомнившимся мероприятием 2005 года - стала акция "Это наш флаг!", инициированная АСК и МОН.
Министерством образования и науки подготовлен проект Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы.
22 мая 2006 г. решением РБК на реализацию проекта Государственной программы на 2007-2008 годы поддержаны расходы республиканского бюджета - 108 640 тыс. тенге.
По предварительным результатам согласования с местными исполнительными органами поддержаны расходы местных бюджетов на 2007-2008 годы в размере - 452 684 тыс. тенге.
Статья 6, пункт 5
В апреле 2005 г. МОН совместно с АСК была инициирована общественная кампания "Студенческий проездной". Результатом ее явилось разработка правил организации выплат студентам, которые в соответствии с Законом имеют право на льготный проезд в междугороднем транспорте во время каникул и выделение на эти нужды из республиканского бюджета более 1 млрд. тенге.
Статья 6, пункт 4
В настоящее время продолжается совместная работа МОН, АСК и КМК по отстаиванию статей Закона. С февраля т.г. стартовал второй этап общественной кампании "Студенческий проездной". Состоялись молодежные брифинги во всех регионах, были направлены письма-обращения в маслихаты и акиматы, состоялись встречи с депутатами Парламента, проведено социологическое исследование.
Статья 9 (о государственной поддержке предпринимательской деятельности, осуществляемой молодежью)
С ОО "Союз сельской молодежи Казахстана" ежегодно проводится Слет сельской молодежи "Рауан". Обсуждаются вопросы социального положения сельской молодежи, пути решения острых проблем. Проводится конкурс "Фермер 2005, 2006", в рамках которого выделяются средства ряду лучших фермерских молодежных хозяйств страны.
Дальнейшим шагом в данном направлении стала разработка проекта "Молодежная деревня", рассчитанного на создание института, являющегося ярким примером решения социально-экономических проблем руками самой молодежи, обеспечивающего распространение успешного опыта молодежного предпринимательства на селе.
Если говорить о проблемных вопросах по выполнению Закона "О ГМП", то в качестве примера можно привести статья 6, пункт 4 "Социальные права молодежи". Сегодня эта статья является наиболее уязвимым местом в работе государственных органов в сфере молодежной политики. Льготным проездом в общественном транспорте пользуется лишь часть представителей молодежи в Алматы, Таразе, Астане. Там действует студенческий проездной. Однако, этого недостаточно. Здесь многое зависит от включенности в работу местных органов, отвечающих за реализацию молодежной политики.
Статья 8 "Гарантии в сфере труда и занятости, содействие решению жилищных проблем молодежи" и статья 9 "Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой молодежью" не исключение.
Наиболее действенная форма поддержки любого бизнеса - предоставление либо налоговых, либо кредитных льгот. Самым существенным опытом в данном направлении обладает Центр молодежи, действующий в Кокпектинском районе ВКО. По итогам слушаний в Администрации Президента РК в мае этого года регионам дано задание рассмотреть возможности льготного (беззалогового) кредитования молодых предпринимателей.
статья 10 "Государственная поддержка молодых семей". Сегодня в Казахстане наблюдается снижение рождаемости и регрессивные темпы демографического развития. Это в первую очередь связано с положением молодых семей. Сегодня их льготное кредитование на приобретение жилья возможно только в рамках Государственной программы жилищного строительства на 2005-2010 годы. В этом направлении МОН начинает работу по разработке программы "Жилье молодым".
Следующий вопрос был задан Тупицыну Г.Н.:
- Геннадий Сергеевич, Вы как заместитель Председатель Совета ОЮЛ "Конгресс Молодежи Казахстана" участвовали в создании Закона. Какие трудности возникли при создании? Как сейчас осуществляется реализация?
Закон прошел очень много стадий. Главная задача, которая ставилась перед принятием закона и его цель - это узаконивание статуса молодежи. Мы убедили депутатов в том, что узаконивание ГМП необходимо для того, чтобы в будущем мы могли решать молодежные проблемы на правовом уровне. С большими трудностями нами было достигнуто принятие Закона. Хотя пришлось отказаться от многих дотационных статей. Но нашей целью было не получение дотаций - это не создает хороших условий для развития молодежи, а укрепление статуса молодежи, а получение таких социальных возможностей для молодежи, в которых она могла бы развиваться самостоятельно.
Спустя 2 года можно утверждать, что закон оправдал свое существование. Молодые люди, государственные структуры, и вообще представители нашего общества начали по-другому воспринимать молодежь, т. к. теперь есть закрепленный законом статус молодого гражданина.
У молодых предпринимателей, молодежных общественных объединений, молодых семей, да и всех лиц от 14-29 лет появились четко установленные государственные права. Эти вещи повлияли на принятие государственной жилищной программы, открытие объединения "Жас Отау", занимающегося вопросами молодых семей и другие молодежные проекты. Это плюсы от работы Закона, заметные уже сейчас.
Молодежным лидерам мы задавали следующие вопросы:
- Какие пункты Закона Вы можете назвать "слабыми местами", над которыми нужно поработать? Считаете ли Вы нужным вносить поправки, коррективы? Что Вы можете сказать о реализации Закона и развитии молодежной политики?
Жумин Данат:
- Сам по себе закон и процедура его принятия были очень долгими и кропотливыми. С момента начала всех прений до окончательного принятия прошло около шести (!) лет. Изначальный законопроект подразумевал много социальных вещей, которые поддерживали бы молодежь, но на тот период государство не осилило бы такой работы, поэтому от очень многих, изначально предусмотренных норм, пришлось отказаться. Они были исключены государством еще на стадии проекта Закона. В итоге для нас, молодежных организаций, целью стало принятие рамочного закона, который пусть и не в полной мере, мог бы содержать все социальные нормы, определил бы статус молодежи, молодежных организаций. Необходимо было ввести само понятие "молодежь", "молодой гражданин" на правовом уровне.
Что касается недостатков и достоинств Закона, то я считаю, что любой закон хорош тогда, когда он исполняется. Основная проблема Закона - это его неполное осуществление. Сам Закон имеет достаточное количество норм, осуществление которых приведет к решению многих проблем. Это содействие в трудоустройстве молодежи, поддержка молодых предпринимателей, молодых семей и т.д. Несмотря на изменения, в законе осталось много льгот и дотаций. Проблема в том, что большинство подобных норм должны быть реализованы местными исполнительными и законодательными органами - маслихатами и акиматами.
Сегодня основной недостаток Закона и его проблема в том, что его нормы и положения на местах не исполняются. Мы, Конгресс молодежи Казахстана, направили сейчас письма во все акиматы и маслихаты с предложением провести слушания по вопросам реализации закона. Тем не менее, закон на месте не стоит.
Есть прецедент: одна из норм закона заработала. Это норма, касающаяся выплат денежных компенсаций студентам ВУЗов и ССУЗов за льготный проезд в междугороднем транспорте в каникулярный период.
Что касается изменений в Законе: законодательство всегда нуждается в каком-либо совершенствовании, потому что время идет и возможности государства меняются. Но сегодня мы стоим на такой позиции: необходимо исполнить сначала имеющиеся положения, а по ходу работы можно утверждать и дополнительные нормы.
- Одним из принципов закона является участие самой молодежи в формировании ГМП. Как проходит эта работа?
- Молодежные организации достаточно активно участвуют в разработке и реализации государственной молодежной политики. Мы работаем в Совете по делам молодежи при Правительстве, сотрудничаем с Департаментом молодежной политики МОН РК. Постоянно вносим свои предложения и выполняем социальный заказ государства.
Заместитель исполнительного директора КМК Кожахмет Мадияр:
- Видите ли вы необходимость в усовершенствовании закона?
- Необходимости в усовершенствовании закона я пока не вижу. Закон не исчерпал себя, просто необходимо в ближайшие годы добиться его 100-процентной реализации. Подкорректировать отдельные слабые места можно на местах и в ходе осуществления работы. Считаю, что процесс существенных изменений и поправок в Парламенте затормозит начатую реализацию.
- Как бороться с неисполнением положений закона центральными исполнительными органами и местными исполнительными органами в регионах?
- Проблема неисполнения заключается в неполном знании закона о ГМП, поскольку в силу занятости, отдаленности от центрального аппарата и других объективных причин местные исполнительные ораны не могут обращать внимание на все законы, принимаемые в Парламенте.
А важная социально-значимая функция общественных молодежных организаций и состоит в том, чтобы доносить до представителей государственных органов об изменениях в существующем законодательстве и необходимых мерах в их реализации.
В этом плане мы намерены провести широкую общественную информационную кампанию о существовании закона о ГМП. А также поднять вопрос о том, как могут повлиять на его исполнение местные исполнительные органы. В настоящее время мы проводим информирование путем рассылки писем, краткого анализа закона о ГМП.
Что же касается центральных исполнительных органов, то они полностью информированы о законе. Но здесь наша задача: добиться обоснованного достижения реализации с их стороны, как в экономическом, так и любом другом плане осуществления закона. В настоящее время мы переговорили с Министерством Образования, Министерством Труда, с Отделом Государственной Службы, работа которых касается непосредственно деятельности молодежи.
Наши переговоры были направлены на то, чтобы убедить их пойти нам навстречу, т. е. на исполнение положений закона. Трудность в том, что они видят проблему, но не видят пути ее разрешения. Наша задача - предложить механизм осуществления, каким образом, к примеру, Министерство труда могло сделать положительные сдвиги по трудоустройству и занятости молодых людей. Когда мы решим эти вопросы, то процесс понимания и исполнения закона, как Центральными, так и Местными исполнительными органами будет решен.
- Под молодежью мы подразумеваем людей от 14-29 лет. Но более всего осведомлено в вопросах молодежной политики, в том числе о существующем "Законе о ГМП" только студенчество (в среднем от 18-22 лет). Видите ли Вы здесь проблему? И если да, то каковы пути ее решения?
- Вопрос о политической информированности. Эта проблема стоит и по другим правовым вопросам, касающимся молодежи: по уголовному, гражданскому, административному, правоохранительному законодательству. Как правило, люди интересуются законами тогда, когда с ними сталкиваются. И в этой связи, студенчество - такая категория людей, которая в большей мере ощущает на себе работу закона в форме конкретной выплаты проездных денег.
Что же касается "младшего" и "старшего" поколений, то моя точка зрения здесь такова: закон нужен для той молодежи, которая в нем нуждается. Если молодой гражданин достаточно успешен и самостоятелен, то у него и нет необходимости в знании положений закона. Наша цель - донести закон кому бы он существенно помог. В целом, в первую очередь, мы должны отстаивать реализацию положений закона, чтобы результативную деятельность все категории молодежи ощутили на себе.
В Законе есть положения о том, что молодежь имеет право на льготный проезд, бесплатное или льготное пользование услугами государственных медицинских, спортивно-оздоровительных и других организаций. Но в реальной действительности подавляющее большинство этих организаций принадлежит частным лицам, а не государству. Приведу пример: во всех городах Казахстана, кроме Астаны и Костаная действует система льготного проезда.
Нам же остается прибегнуть к эффективному методу сравнения: экономическое положение Астаны ничуть не хуже, чем в других городах и апеллировать этим при рассмотрении подобных вопросов. О вопросе с частными юридическими лицами, если государство введет для них систему дополнительных льгот и снизит тарифные налоговые ставки, то и частные предприниматели пойдут к нам навстречу.
Точка зрения председателя штаба "Жасыл Ел" Жусупова Жаната:
- Что касается работы закона, то уже сейчас видны результаты и это я могу продемонстрировать на своем примере. Во-первых, сам, будучи недавним студентом, я испытывал большие трудности при попытках устроиться на "летнюю" работу во время студенческих каникул, т. к. работодатели стремились взять на работу более опытных сотрудников в любых сферах. Теперь же я сам занимаюсь организацией "летней" работы для десятков тысяч студентов - это уже реальная работа молодежной политики.
Во- вторых, я являюсь молодым семьянином и благодаря работе Правительства в сфере молодежной политики и молодежному объединению "Жас Отау" стал участником Государственной жилищной программы. Подал документы на получение льготного жилья. В целом же, что касается реализации закона, я считаю, что ошибок не делает только тот, кто ничего не делает. А работа, проведенная за эти 2 года - это очень хорошее начало.
Председатель штаба ССО Каримбаев Нурсултан:
- Во-первых, сама молодежь не осознавала необходимость принятия Закона, возможности прогрессивных изменений в их жизнь, которые он принесет. В регионах царит политическая безграмотность. У молодежи не было своего установленного законодательством статуса, и она еще не ощутила действенность своих прав и защищенность.
Во-вторых, государственные органы считали, что молодежная политика заключается в проведении нескольких концертов, и им не нужно для этого объемное финансирование. Приходилось настаивать на необходимости достаточного финансового обеспечения. Дефицит внимания к молодежи. На правовом поле статус молодежного гражданина не был установлен.
Точка зрения лидера АСК Джунуспаева Алмаса:
- В-целом, "Закон о ГМП" свою работу начал. В этом я могу убедиться на примере нашей организации. Конечно, есть недоработки. Но не в положениях закона, а в работе по его осуществлению.
Одной из приоритетных задач Государства в реализации должна стать работа с отдельными юридическими лицами, различными негосударственными коммерческими организациями, которые могут существенно помочь молодежи. Когда у частных лиц появится заинтересованность, к примеру, брать на работу молодых людей сразу по окончании ВУЗов, то отпадет проблема трудоустройства молодого населения.
И напоследок, хочется поделиться светлыми надеждами исполнительного директора КМК Жумина Даната о нашем недалеком будущем и пожелать скорейшего осуществления всего задуманного.
- Какой Вы видите молодежную политику в плане развития через 5 лет?
Я вижу это так: акиматы областей и районов увеличат финансирование на ГМП; будет создано больше работающих молодежных организаций.
У нас появится гораздо больше молодых лидеров, которые с еще большим энтузиазмом и работоспособностью возьмутся за решение молодежных проблем.
Считаю, что молодежь станет патриотичнее и интеллектуальнее, будет видеть перед собой очевидные горизонты и стремится к их достижению.
Я верю, что молодежь Казахстана станет нужнее, актуальнее и деятельнее для своей страны, будет работать и развиваться во благо нашего суверенного Казахстана!
Статистическая справка:
На сегодняшний день численность населения РК в возрасте 14-29 лет составляет 4 494 453 человек. Из них горожан - 2 506 226 человек, проживающих на селе - 1 988 227.
Общая численность занятого населения в возрасте 15-29 лет - 2 200 700 человек. Безработное население того же возраста - 286 900 человек. На рынке труда наблюдается устойчивая тенденция снижения численности и уровня безработицы среди молодежи.
Так, уровень молодежной безработицы снизился с 19,1 % в 2001 году до 13,4 % - в 2005 году.
Материалы подготовила Диляра Жумагулова