Он напомнил, что первоначально предполагалось проведение экспертизы при разработке проектов конституционных законов и кодексов, а также поправок к ним. “Введение в Казахстане научной экспертизы законопроектов сегодня стало необходимым”, - считает министр.
Комментируя итоги выполнения плана по законопроектным работам, О. Жумабеков сообщил, что 2003 году правительством РК были предусмотрены разработка и внесение в парламент 46 проектов законов. В течение года решением кабинета министров из плана было исключено 9 законопроектов. Таким образом, с учетом произведенных корректировок в срок до 31 декабря 2003 года в парламент должны были поступить 37 законопроектов, уточнил министр. Однако, подчеркнул он, на рассмотрение парламента в 2003 году было представлено 35 проектов законов. В частности, не представлены законопроекты “О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РК”, а также в Кодекс “Об административных правонарушениях” и “Об инвестиционных фондах”
Более того, отметил О. Жумабеков, в 2003 году в министерство юстиции РК на согласование поступило 102 законопроекта, на юридическую экспертизу - 233, из них было отказано в согласовании по 10 законопроектам. По причине несоответствия и неаутентичности текстов из мажилиса возвращено 4 проекта закона, отметил он. В частности, он назвал законопроекты “О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской беспризорности”, “О социальной защите инвалидов”, “О кредитном бюро и формированию кредитных историй”, “Об участии граждан в обеспечении правопорядка”.
По мнению О. Жумабекова, низкое качество законопроектных работ связано, “в первую очередь, с недостаточным качеством их проработки самими разработчиками, в том числе, в связи с отсутствием необходимых финансово-экономических расчетов”. “Практически пишутся только тексты законопроектов, без проработки самого их концептуального содержания”, - подчеркнул министр. Он констатировал, что “основной массив законодательства в стране сформирован, однако количество предлагаемых к разработке законопроектов не уменьшается. При этом порой это носит поспешный характер”. В то же время, по словам О. Жумабекова, “часто наблюдается затягивание процесса подготовки законодательного документа”. “Вместо того, чтобы оперативно обсудить и попытаться выработать совместную позицию, госорганы часто занимаются формальной перепиской”, - отметил министр.
В результате, подчеркнул он, “зачастую законопроекты предоставляются в минюст недоработанными, в надежде, что минюст их полностью доработает”. Министерство “может лишь оказать содействие в правовом оформлении документа, но никак не наполнить его содержание”, - сказал О. Жумабеков.
Таким образом, по его мнению, проведение экспертизы самих концепций “будет способствовать стабильности законодательства и должно существенно сократить число необоснованно предлагаемых законопроектов”.
Также министр сообщил, что в целях всеобщего, системного и унифицированного применения юридической терминологии на государственном языке, министерствами юстиции и финансов выпущены словари терминов.