Министерству образования и науки дано поручение в течение месяца разработать и представить в правительство программу развития сельских школ

По информации министра образования и науки Шамшат Беркимбаевой, в настоящее время в Казахстане из 8068 дневных общеобразовательных школ 6218 или 76% - сельские, в них обучается почти половина школьников страны. В сельских районах республики функционирует 1311 гимназий и лицеев (21,8%), 36,9% учащихся обучаются в школах с углубленным изучением различных предметов. В 2001 году в республике открыто 107 школ, из них 84 школы - сельские. Число интернатов при сельских школах по сравнению с 1999 годом увеличилось на 55 единиц.
В то же время качество образования учащихся сельских школ “хуже городских”, считает Ш. Беркимбаева. Из 100 школ, учащиеся которых показали лучшие результаты при тестировании, только 22 сельские школы, из 112 абитуриентов, набравших более 109 баллов, 24 - из села, подчеркнула Ш. Беркимбанва. Такая ситуация, по мнению министра, складывается в связи с недостаточным обеспечением школьных библиотек художественной, энциклопедической, научной и познавательной литературой на казахском языке. Помимо этого, недостаточно средств выделяется на разработку и выпуск казахстанских учебников, считает Ш. Беркимбаева. Обеспеченность сельских школ компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 62 ученика, ученики только 300 школ имеют доступ к сети Интернет. Также “существует большая проблема с малокомплектными школами”, сказала Ш. Беркимбаева. Сеть малокомплектных школ за последние три года увеличилась на 318 единиц и составила 4069 школ. В то же время, по информации министра, в 477 населенных пунктах республики школы вообще отсутствуют.
Кроме того, Ш. Беркимбаева обратила внимание на существующую проблему с нехваткой школ и интернатов для детей-инвалидов. По ее словам, в Казахстане около 30% детей-инвалидов обучаются в школах, “остальные 70% - сидят дома”.
Комментируя сложившуюся ситуацию, премьер-министр РК И. Тасмагамбетов заверил, что с 2003 по 2010 год из бюджета “полномасштабно” будут выделяться средства на строительство сельских школ. Помимо этого он высказал мнение, что нет необходимости разрабатывать проекты учебников на казахском языке, например, по таким дисциплинам как физика и математика, тем самым, затрачивая большие средства. “Достаточно перевести на родной язык российские учебники”, считает глава правительства.