Министерство образования и науки (МОН) РК намерено создать условия для интеграции высшей школы республики в мировое образовательное пространство. Об этом сообщил вице-министр МОН РК Галым Мутанов на совещании проректоров по учебно-методической работе вузов РК, которое прошло в Астане.
В этой работе МОН РК принял за основу принципы европейской системы образования, которая предполагает двухуровневую подготовку специалистов - бакалавров с базовым образованием и магистров по узкой специализации. Эти принципы действуют в РК уже несколько лет, однако, стремление вузов к увеличению количества предлагаемых для абитуриентов специальностей, привело к тому, что многие выпускники являются настолько узкими специалистами, что не знают азов смежных специальностей, что резко снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Качество полученного образования также часто низко.
В связи с этим министерство предлагает вернуться к началу реформы высшей школы и сгруппировать смежные специальности для обучения бакалавров, чтобы дать им широкие базовые знания, а специализацию проводить уже на уровне магистратуры. С этой целью министерство также намерено сократить общее количество специальностей в классификаторе специальностей.
Министерство намерено более четко оговорить стандарт образования и чему должен научиться студент во время обучения. С этой целью при министерстве, с участием специалистов 8 национальных вузов РК и ведущих ученых-методистов создан Республиканский учебно-методический совет. Он призван отбирать и рекомендовать министерству новые методики обучения, программы и учебники.
Как пример необходимости данных изменений на совещании был приведен такой факт. Ежегодная потребность средней школы в выпускниках-педагогах составляет 6 тыс. человек, в то же время все педагогические вузы РК выпускают 12 тыс. специалистов. При этом школы ощущают дефицит учителей.
По информации Г. Мутанова министерство планирует увеличить количество грантов и кредитов для абитуриентов на 2003-2004 учебный год. Государственный заказ должен составить около 26 специалистов. При этом основной упор будет сделан на обучение специалистов сельского хозяйства, науки и образования. Квота на получение образования оралманами составит около 1 тыс. мест. Кроме этого, увеличится финансирование научных работ. Количество аспирантов, работающих по госзаказу, должно составить около 2 тыс. человек. В 2002-2003 году количество таких аспирантов составило 1470 человек. Количество защитившихся докторов наук увеличится с 123 человек в нынешнем году до 180 в 2003-2004 году.