Международной космической станции – 10 лет

Ниже приводится справочная информация.

Международная космическая станция (МКС) - крупнейший научно-технический проект современности. В нем участвуют 16 стран: Россия, США, Япония, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Франция, Испания, Германия, Швеция, Швейцария, Великобритания и Бразилия. Каждая из них вносит свой весомый вклад в его реализацию, а широкая кооперация обеспечивает сокращение сроков и затрат.

В основу создания МКС был положен опыт успешного функционирования российских пилотируемых орбитальных станций и американской многоразовой космической системы "Шаттл".

Создание Международной космической станции непосредственно на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 года запуском с помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" её первого модуля – функционально-грузового блока (ФГБ) "Заря", созданного на Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В Хруничева.

В декабре 1998 года корабль "Индевор" STS-88 вывел на орбиту соединительный модуль Node-1 ("Юнити" (Unity) - "Единство") и состыковал его с ФГБ "Заря".

В июле 2000 года российская ракета-носитель "Протон-К" успешно вывела на расчетную околоземную орбиту третий модуль для МКС ? служебный модуль (СМ) "Звезда", который 26 июля 2000 года был состыкован с модулями "Заря", "Юнити".

По своему назначению СМ "Звезда" является основой российского сегмента МКС. Он обеспечивает деятельность экипажа и управление станцией с регулярно меняющейся конфигурацией. На этапе развёртывания МКС СМ "Звезда" служил базовым блоком всей станции, основным местом для жизни и работы экипажа.

После успешной стыковки модуля "Звезда" Международная космическая станция была готова принять длительные экспедиции. До этого МКС была только эпизодически посещаемой. Экипажи кораблей "Спейс шаттл", в состав которых, кроме американских астронавтов, включались космонавты России и других стран, доставляли на станцию оборудование для её дооснащения, проводили необходимые регламентно-профилактические работы.

2 ноября 2000 года на корабле "Союз ТМ-31" на станцию прибыл экипаж первой основной экспедиции (МКС-1) - Уильям Шепард (командир), Юрий Гидзенко (пилот) и Сергей Крикалёв (бортинженер). С этого дня МКС стала постоянно обитаемой станцией. На её борту, сменяя друг друга, по нескольку месяцев стали работать экипажи основных экспедиций, в состав которых входили российские космонавты и американские астронавты. Смена этих экипажей производилась с помощью американских кораблей "Спейс шаттл". Российские корабли "Союз", имеющие большой ресурс пребывания в космосе, служили в качестве средства спасения экипажа в случае необходимости срочного покидания станции. Постоянно на МКС находился один из таких кораблей-спасателей. Их замена осуществлялась через полгода во время полётов российских экспедиций посещения.

В 2001 году в состав МКС были введены американские лабораторный модуль "Дестини" (Destiny - "Судьба") и шлюзовая камера "Квест" (Quest - "Поиск") и российский стыковочный отсек "Пирс", выполняющий также роль шлюзовой камеры при выходах в открытый космос. В последующие годы был развёрнут энергетический узел мощных солнечных батарей. Для обеспечения работ в открытом космосе установлена мобильная транспортная система с канадским дистанционным манипулятором Canadаrm-2.

Снабжение МКС осуществляется с помощью российских пилотируемых кораблей типа "Союз" и автоматических грузовых кораблей типа "Прогресс", а также американских кораблей системы "Спейс шаттл". Российские космические грузовики регулярно доставляют на МКС топливо, необходимое для осуществления манёвров с помощью реактивных двигателей, которые имеются только на российском сегменте.

В связи с произошедшей 1 февраля 2003 года катастрофой американского корабля "Колумбия", в которой погибли все 7 членов экипажа, были приостановлены полёты и других кораблей системы "Спейс шаттл": "Индевор", "Атлантис", "Дискавери". Соответственно остановилось и строительство американского сегмента МКС. Работоспособность станции до возобновления полётов американских кораблей поддерживалась лишь с помощью российских средств.

В 2005 году полеты кораблей системы "Спейс шаттл" возобновились, и строительство МКС продолжилось. На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей, значительно повысившие её энерговооружённость. В октябре 2007 года на МКС был доставлен изготовленный в Италии по заказу США соединительный модуль Node?2, называющийся "Хармони" (Harmony - "Гармония"), который был в ноябре поставлен на осевой порт модуля "Дестини". По своему назначению Node-2 является соединительным узлом между тремя лабораторными модулями: американским "Дестини", европейским "Колумбус" (Columbus) и японским "Кибо" (Kibo - "Надежда"). Кроме того, осевой стыковочный узел Node-2 стал основным причалом для шаттлов.

В декабре 2007 года на МКС был доставлен Европейский лабораторный модуль "Колумбус", предназначенный для постоянной работы в составе МКС. В 2008-2009 годах в состав МКС вошёл японский модуль "Кибо".

В ноябре 2009 года продолжилось строительство российского сегмента МКС - к СМ "Звезда" пристыковался малый исследовательский модуль МИМ-2 "Поиск".

В феврале 2010 года на МКС был доставлен жилой модуль Node 3 "Транквилити" (англ. tranquility - спокойствие), в котором находится система жизнеобеспечения, способная перерабатывать жидкие отходы в воду, пригодную для бытового использования, а также производить кислород для дыхания. Кроме этого в "Транквилити" имеется туалет и система очистки воздуха, удаляющая загрязнения из атмосферы станции и контролирующая её состав. Он пристыковывается к модулю "Юнити". К нижнему стыковочному узлу "Транквилити" пристыковывается модуль панорамного обзора "Купол", который тоже был доставлен в феврале 2010 года. Производителем Node 3 и "Купола" является франко-итальянская компания Thales Alenia Space.

В мае 2010 года американским космическим челноком "Атлантис" был доставлен на МКС и успешно пристыкован к функционально-грузовому блоку "Заря" российский малый исследовательский модуль "Рассвет" (МИМ-1), который пополнил российскую лабораторную "группировку" станции. Модуль "Рассвет" предназначен для проведения биотехнологических и материаловедческих экспериментов. На "Рассвете" будут организованы 5 рабочих мест для проведения научных экспериментов. Четыре из них будут стационарными, а одно - универсальным. Пятое место предназначено для размещения различной научной аппаратуры. Кроме того, модуль оснащен стыковочным узлом.

29 мая 2009 года экипаж МКС был увеличен с трёх до шести человек.

Со времени начала строительства станции по состоянию на 31 марта 2010 года на её борту побывали 189 человек - граждане США, России, Канады, Италии, Франции, Японии, ЮАР, Бельгии, Испании, Нидерландов, Бразилии, Германии, Швеции, Малайзии и Республики Корея.

Управление полётом МКС осуществляется из двух Центров: российского в подмосковном г. Королёве и американского в г. Хьюстоне, штат Техас. В каждом Центре постоянно находятся рабочие группы специалистов другой страны. Эти группы подстраховывают свои ЦУПы на случай каких-либо сбоев в их работе.

Работу входящих в состав МКС лабораторных модулей - европейского "Колумбус" и японского "Кибо" - контролируют соответственно Центры управления Европейского космического агентства (г. Оберпфаффенхофен, Германия) и Японского агентства аэрокосмических исследований (г. Цукуба, Япония).

Строительство станции должно быть завершено к 2011-2012 годам. Вес станции после завершения ее строительства составит приблизительно 400 тонн.

МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 км, совершая 16 оборотов в сутки. Ориентировочно станция проработает на орбите до 2016?2020 годов.

МКС используется для проведения медико-биологических исследований, производства высокотехнологичных материалов и биопрепаратов, изучения поведения организма человека в условиях длительного космического полета, исследований микрогравитации и астрофизики, изучения атмосферы и поверхности Земли в интересах фундаментальных наук и для прикладных целей, отработки технологии строительства в космосе крупных сооружений и осуществления межпланетных перелетов.

Автор: Ilya