Мертвые души для исторической родины

Историческая родина радушно встретила трех оралманов из Узбекистана. Дала им деньги, жилье, создала условия для жизни. Но им хотелось большего. И здесь не обошлось без криминала: следствие выявило схему по отъему и присвоению бюджетных денег.


Алыхан Маметов – 47-летний мужчина в расцвете сил, с высшим образованием. В Узбекистане работал в одной из государственных структур, но, по его словам, был вынужден уволиться. Потом приехал к своим знакомым в Шымкент, где и узнал, что можно получить статус оралмана и денежные средства по квоте. Собрал документы, отвез их в Астану, получил статус оралмана и на предоставленные подъемные средства купил дом в Шымкенте. Узнав о таких льготах, трое его братьев, оставшиеся в Узбекистане, тоже захотели переехать в Казахстан. Маметов по доверенности сдает в миграционные службы документы родственников, помогает им получить казахстанское гражданство. И тут он понимает, что можно на этом еще и делать деньги, ведь в казахах из Узбекистана, желающих вернуться на историческую родину, недостатка не было. И он предлагает им свои услуги по оформлению и получению документов без всяких проволочек. Услуги оценил всего в 100 долларов США. Но это были только цветочки.


Как ни странно, люди стали к нему выстраиваться в очередь. Дело в том, что оралманы из Узбекистана владеют только казахским и узбекским языками. Им было очень сложно пройти бюрократические коридоры с плохим знанием русского, на котором говорят многие уральские чиновники. И Маметов захотел иметь с этого свою выгоду. Для начала он приобрел у своего узбекского знакомого пустые бланки свидетельства о рождении, свидетельства о смерти, свидетельства о регистрации брака и др. С помощью этих бумаг задумывалось делать деньги, причем немалые.

Как известно, квота выдавалась из расчета на каждого члена семьи. Чем больше семья, тем больше оралманы получат денег на первоначальные расходы – покупку жилья, земли... На это и был расчет мошенников. Безусловно, с выгодой для себя. В помощники Маметов взял давнего знакомого Бахтияра Бейсенова, работавшего писарем, – тоже оралмана из Узбекистана. Он должен был заполнять документы на мертвых душ. Маметов придумывал несуществующих детей, внуков, снох, зятьев и прочую родню, сведения о которой подкладывал к документам претендентов на статус оралманов. Семья получалась солидная, следовательно, и квота причиталась немалая. Что было дальше, покажем на конкретных примерах.

Первой, еще в 2008 году, к Маметову обратилась женщина по имени Калима. Он взял вышеуказанные 100 долларов, получил от нее доверенность на снятие в дальнейшем денег со счета, сдал ее документы, подложив к ним сфабрикованные сведения о несуществующих братьях, сестрах, нескольких сыновьях и дочерях. А когда пришло время, снял со счета деньги. Своей “протеже” отдал причитающуюся сумму по квоте на ее семью – 450 тысяч тенге. Себе оставил 420 тысяч тенге – за мертвые души.

Это было только начало. По схожей схеме был развернут целый бизнес. В 2010 году к Алыхану Маметову и Бахтияру Бейсенову присоединился Абилкаим Бердеш. В общей сложности следствие зафиксировало 11 эпизодов “рождения” мертвых душ. При этом мы не говорим о количестве мертвых душ, в каждом случае оно было разным, но немаленьким.

Чиновников ничего не насторожило?

Финансовая полиция долго расследовала это дело. А когда выяснилось, что от наказания предприимчивым оралманам не уйти, Бердеш попытался дать взятку, чтобы следствие прекратило уголовное дело и не привлекало их к ответственности. При даче взятки в размере 10 тысяч долларов он был арестован...

В суде Маметов свои действия объяснил тяжелым материальным положением, проблемами в семье, что у него больной ребенок и на его лечение нужны были деньги, поэтому пошел на преступление. Кстати, в последующем у миграционных органов ни разу не возникло подозрения по поводу всех фиктивных документов. Не насторожила чиновников и многочисленность семей оралманов. Резонный вопрос: имеется ли взаимосвязь между отдельными чиновниками и мошенниками? Но ответ не был получен. Как сообщили в пресс-службе Западно-Казахстанского областного суда, Уральский горсуд признал всех троих подсудимых виновными в совершении мошенничества. Суд приговорил Маметова и Бейсенова к трем годам лишения свободы – условно. А вот Бердеш, попытавшийся дать взятку финансовым полицейским, получил семь лет лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, подсудимые должны вернуть государству 4,7 миллиона тенге. Таков конец этой криминальной истории для фигурантов, так “отплативших” исторической родине за оказанный прием.

Уральск