МАГАТЭ необходимо ужесточить меры обеспечения радиационной безопасности - центр экспортного контроля Армении

По мнению В. Габриэляна, сегодня изготовить атомное устройство для террористической организации значительно легче, чем это было 10 лет назад. Существует большое количество открытых для использования источников для получения необходимого материала, высвобождаются специалисты, технологии достигли уровня, позволяющего изготовить заряд при наличии 1 кг плутония, тогда как ранее это было возможно только при наличии 6-8 кг.
По информации МАГАТЭ в мире ежегодно фиксируется до 20-30 случаев незаконного оборота радиоактивных материалов, при этом, по оценке специалистов организации, это составляет только 2-5% от общего объема незаконного оборота радиоактивных материалов.
Источниками незаконного распространения ядерных материалов и технологий могут стать развитые западные государства, Россия, Китай и КНДР. Получателями - террористические организации, чей список был оглашен государственным департаментом США, или страны, имеющие собственные ядерные программы.
Эксперты не назвали Казахстан, как возможный источник распространения ядерных материалов, однако отметили, что республике необходимо усилить физическую защиту предприятий атомной промышленности.
Основной задачей РК по обеспечению радиационной безопасности, по мнению комитета по атомной энергетике министерства экономики и минеральных ресурсов РК, является необходимость учета, квалификации и захоронения источников ионизирующего излучения, используемых в Казахстане. По предварительным подсчетам всего в республике используется около 65 тыс. подобных источников. На начало 2002 года институтом атомной энергии Национального ядерного центра было захоронено около 16 тыс. источников излучения.
Другой проблемой регионального масштаба, по мнению заместителя председателя комитета по атомной энергии РК Александра Кима, является отсутствие гармонизации нормативно-правовой базы стран Центральной Азии и Кавказа по борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов и отсутствие координации взаимоотношений между государственными органами стран региона, занимающимися этой проблемой.