Первым казахстанским хоккеистом, получившим всесоюзную славу, стал Евгений ПАЛАДЬЕВ. Его детство пришлось на послевоенные годы. Как вспоминал сам Евгений Иванович, целыми днями он пропадал на катке, где играл с ребятами в хоккей. Однажды посмотреть на баталии мальчишек на стадион “Металлург” в Усть-Каменогорске заглянул старший тренер “Торпедо” Юрий Баулин. Ему приглянулся 15-летний паренек, сразу получивший приглашение в команду. Спустя три года Паладьев уже играл в московском “Спартаке”. В 1969 году в составе “красно-белых” он стал чемпионом СССР, а выступая за сборную Советского Союза, трижды выигрывал чемпионат мира и участвовал в знаменитой Суперсерии-1972 с канадскими профессионалами.
Заслуги Паладьева, безусловно, значительны, однако самым знаменитым воспитанником казахстанской школы считается Борис АЛЕКСАНДРОВ. На коньки он встал в 5 лет, а путь к признанию начал с дворовых баталий и с побед на детских соревнованиях “Золотая шайба”. В 18 лет его забрали в сильнейший клуб СССР – московский ЦСКА, с которым он трижды становился чемпионом страны. Оказаться в армейской команде означало практически автоматическое попадание в сборную Советского Союза. В ее составе Борис Александров добился самой значимой победы в своей игровой карьере – на Олимпиаде 1976 года в Инсбруке.
Вернувшись в 1980-е годы в Усть-Каменогорск, Александров помог “Торпедо” выйти в высшую лигу чемпионата СССР и закрепиться в ней. Впоследствии он возглавлял родной клуб и сборную Казахстана, которую вывел в четвертьфинал Олимпиады-1998 и дважды приводил к золотым медалям Азиатских игр 1996-го и 1999 годов. Сейчас имя Бориса Александрова носит Дворец спорта в Усть-Каменогорске.
Юрий ЛЕОНОВ также пробился в сборную СССР, стал в ее составе чемпионом мира 1990 года. Правда, в отличие от своих легендарных предшественников Леонов так и не сыграл ни одного матча за “Торпедо” из своего родного Усть-Каменогорска.
– Сразу после окончания школы меня и еще нескольких ребят из Усть-Каменогорска позвали в Алма-Ату, где возрождался “Енбек”, – вспоминает Леонов. – Мы могли бы еще год поиграть в юниорах, но отказываться от шанса попасть во взрослый хоккей не стали. За три сезона, что я провел в “Енбеке”, команда поднималась все выше, и я рос вместе с ней. Глядя на мои алматинские успехи, “Торпедо” не раз пыталось вернуть меня в Усть-Каменогорск. Но как я мог оставить команду? Ради чего?
Ответ на последний вопрос был очевидным – ради высшей лиги и сборной СССР. Леонов попал в сферу интересов московского “Динамо” и на предложение начальника “бело-голубых” Александра Стеблина согласился не раздумывая.
– Меня, 20-летнего парня, материальные условия тогда не интересовали, – отмечает Леонов. – Я мечтал играть в высшей лиге чемпионата СССР. Но и понимал, конечно, что в “Динамо” получал возможность отслужить в армии без отрыва от хоккея. Из восьми сезонов за москвичей выделю, пожалуй, сезон-1984/85, когда впервые получил приглашение в сборную СССР. В том году мы могли и чемпионами страны стать, но в концовке сезона проиграли ЦСКА – 1:11. Даже не знаю, как так получилось.
Другой парадокс: попав в сборную в 1984 году, Юрий Леонов только спустя шесть лет сыграл на чемпионате мира:
– Почему так получилось, нужно спрашивать не у меня, а у старшего тренера сборной Виктора Тихонова. Хотя были и объективные причины. К примеру, на чемпионат мира 1985 года в Прагу, который должен был стать для меня первым в карьере, я не поехал, так как не успел восстановиться после перелома руки. А сыграть на чемпионате мира в Швеции в 1989-м помешала серьезная травма глаза, полученная на сборах перед этим турниром.
В 1991 году, когда Леонову было почти 30 лет, он уехал в Европу. Там воспитанник казахстанского хоккея выступал за клубы Швейцарии, Италии и Норвегии. Завершил же он свою игровую карьеру в 2002 году в московском ЦСКА. Сейчас работает тренером в подмосковном “Витязе”, выступающем в Континентальной хоккейной лиге.
Если Леонов в 40 лет повесил коньки на гвоздь, то Александр КОРЕШКОВ в этом возрасте еще был капитаном сборной Казахстана и ведущим нападающим “Барыса” из Астаны.
– Тогда, летом 2009 года, у меня появился новый стимул – наша сборная попала в группу сильнейших на чемпионате мира, – говорит Александр Корешков. – Перед этим я решил, что если выиграем первый дивизион, то еще на год останусь в хоккее. Захотелось еще раз окунуться в атмосферу чемпионата мира.
Корешковы – настоящая хоккейная династия. На высоком уровне, помимо Александра, поиграли также Игорь и Евгений.
– С Женей мы очень долго играли в одном звене, – вспоминает Александр. – У нас был уже сложившийся костяк: мы с братом и защитник Андрей Соколов (тоже из Казахстана. – Прим. ред.), который сохранялся на протяжении восьми-девяти лет. Друг друга мы понимали с полувзгляда. Был момент, когда мы оказались в магнитогорском “Металлурге” еще и с Игорем. Нас поставили в одну тройку, но вместе сыграли всего один матч. На этом эксперимент закончился, поскольку Игорь и Евгений – оба центральные нападающие.
Играл в хоккей и четвертый из братьев Корешковых – Дмитрий. Но ему не удалось остаться в спорте на время службы в армии, и два потерянных года пагубно отразились на его карьере. Выбрал хоккей своей профессией и сын Игоря Корешкова – Ростислав. Сейчас он играет в российской хоккейной лиге за клуб “Ямальские Стерхи” из Ноябрьска.
Размышляя о том, что казахстанский хоккей больше известен своими отдельными личностями, чем командами, необходимо сделать одно уточнение. Однажды наша команда все-таки прогремела на весь мир. В 1998-м сборная Казахстана сотворила сенсацию на Олимпиаде в Нагано, обыграв сборную Словакии, в составе которой было немало звезд из НХЛ.
В том матче решалось, какая из двух сборных выиграет предварительную группу и попадет в восьмерку лучших команд олимпийского турнира. Казахстанцы взяли верх со счетом 4:3, вышли в основной турнир, гарантировав себе место в четвертьфинале. Тот командный успех остается самым крупным достижением в истории отечественного хоккея.
Спустя восемь лет, в 2006‑м, сборная Казахстана вновь поехала на Олимпиаду. Одним из лидеров той команды был Николай АНТРОПОВ. Уже долгие годы он представляет Казахстан в сильнейшей лиге мира – заокеанской НХЛ. На Американский континент Антропов уехал из московского “Динамо” в 1999 году. Почти десять сезонов он отыграл в “Торонто Мэйпл Ливз”, после чего транзитом через “Нью-Йорк Рейнджерс” оказался в “Атланте Трэшерз”. Летом прошлого года клуб переехал из Джорджии в канадскую Манитобу, и Антропов стал игроком “Виннипег Джетс”.
В заокеанской карьере Николая случалось всякое – и травмы, и обмены. Но ни разу он не давал своим тренерам повода упрекнуть себя в отсутствии старания или профессионализма. Сейчас, пока в НХЛ сезон приостановлен из-за локаута, Антропов выступает за “Барыс” в чемпионате КХЛ.
Конечно, в одном материале очень сложно рассказать обо всех заметных личностях в истории казахстанского хоккея. “КАРАВАН” остановился только на некоторых из них.
Летом этого года спортивные журналисты Восточного Казахстана, ветераны хоккея и руководство “Казцинк-Торпедо” выбирали символическую шестерку клуба за всю его историю. В нее вошли вратарь Виктор Набоков, защитники Владимир Локотко и Евгений Паладьев, нападающие Александр Корешков, Сергей Могильников и Игорь Кузнецов. А Борис Александров, как самый яркий и титулованный игрок в истории отечественного хоккея, удостоился специальной номинации “Игрок на все времена”.
– В этом небольшом городе ребята всегда активнее занимались хоккеем, чем другими видами спорта, – объясняет Юрий Леонов феномен хоккейного Усть-Каменогорска. – За счет массовости и хороших хоккейных педагогов формировались будущие мастера. Практически в каждом дворе заливали каток, где дети с утра до ночи гоняли шайбу. Взрослые проводили электричество к хоккейным коробкам, чтобы при свете можно было находиться до позднего вечера.