Конкретной договоренности с акционерами проекта “Кашаган” по прокачке нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан пока нет - глава BP-Azerbaijan

По его словам, к настоящему времени существует только договоренность о транспортировке по данному трубопроводу нефти с контрактного блока месторождений “Азери-Чыраг-Гюнешли”, конденсата с месторождения “Шах-Дениз” и не исключается также возможность прокачки объемов нефти с других месторождений, разрабатываемых ГНКАР.
По информации Д. Вудворда, транспортировка объемов нефти с “Кашагана” начнется после ввода в эксплуатацию данного месторождения в 2007-2008 году. В настоящее время между Азербайджаном и Казахстаном продолжаются переговоры по согласованию межправительственного договора, который будет способствовать доставке в Азербайджан кашаганских объемов нефти для ее транспортировки по БТД. Вместе с тем глава президент BP-Azrebaijan подчеркнул, что успех проекта строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан “экономически рентабелен исключительно на основе прокачки объемов нефти с “АЧГ”, т.е. с экономической точки зрения не зависит от объемов транспортировки нефти с Кашаганского месторождения”.
В проекте строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан принимают 4 компании, участвующие в разработке казахстанского месторождения “Кашаган” - ENI, TotalFinaElf, ConocoPhilips и Inpex - имеющие в компании BTC Co (оператор по строительству и эксплуатации трубопровода) в общей сложности 15% долевого участия.
Касаясь вопроса о ходе строительства нефтепровода БТД, Д. Вудворд сообщил, что в целом работы ведутся по графику. В Азербайджане к настоящему времени сварено 2/3 всех труб, в Грузии - такое же количество, а в Турции - чуть более половины. Кроме того, с целью своевременного завершения строительных работ на турецком участке нефтепровода, на территории Турции ближе к границе с Грузией открыт второй фронт работ и осуществляется доставка дополнительного оборудования. По словам Д. Вудворда, все эти шаги предпринимаются турецкой компанией BOTAS (генподрядчик по строительству турецкого участка БТД) с целью “максимизации достигнутого прогресса” в течение текущего летнего периода. “Мы удовлетворены шагами, предпринятыми со стороны BOTAS, и считаем эти мероприятия достаточными, чтобы достичь нужного прогресса по строительству турецкого участка БТД в этом году”, - сказал Д. Вудворд.
Протяженность нефтепровода БТД составляет 1762 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 249 км, а в Турции - 1070 км. Пропускная способность трубопровода - 50 млн. тонн нефти в год. Строительные работы начались в апреле 2003 года и завершатся в начале 2005 года. Экспорт азербайджанской нефти из порта Джейхан (Турция) намечен на июнь 2005 года.
В состав BTC Co входят: BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), TotalFinaElf (5%) и Amerada Hess (2,36%). Стоимость строительства составляет $2,95 млрд.