При этом он сказал – “естественно, что военные и дипломаты будут уклоняться давать какие-либо детали о нашем сотрудничестве. Было бы смешно, если каждый журналист будет знать, о чем мы ведем переговоры и договариваемся. Даже с точки зрения эффективности проведения антитеррористической операции было бы неверно давать наперед детали о планируемых акциях”.
Глава МИД пояснил, что Астана давно развивает с американцами и другими партнерами военное сотрудничество – “это одна из важных и постоянных тем нашего внешнеполитического взаимодействия”. Мы сотрудничаем в двустороннем плане, в рамках программы “Партнерство во имя мира”. Ежегодно министерство обороны принимает план сотрудничества, в котором прописаны все эти мероприятия. “И было бы удивительно, если бы мы не сотрудничали с антитеррористической коалицией в этой ситуации, когда в Афганистане углубился кризис”, сказал дипломат. Президент страны с самого начала заявил, что Казахстан за самое радикальное решение проблемы с терроризмом. “Надо всеми возможными средствами ликвидировать заразу терроризма - это главный политический посыл”, подчеркнул министр. При этом дипломат не стал отвечать на вопрос о предоставлении Казахстаном своих военных баз для вооруженных сил США. Он пояснил свою позицию. “Да, мы сотрудничаем многопланово. В Алматы приехала делегация центрального командования США, мы не делаем из этого секрета. Обсуждаем вопросы нашего двухстороннего взаимодействия в контексте афганской ситуации”. Но подчеркнул – “детали уж позвольте нам не раскрывать. Характер этого сотрудничества таков, что нельзя сейчас давать детали”.
Глава МИД считает, что афганский кризис – такая проблема, которая требует долгосрочного подхода. По его мнению, здесь нельзя ограничиваться только военной операцией. “Этот кризис требует комплексного подхода для широкомасштабного политического, экономического гуманитарного решения проблемы”, сказал Е.Идрисов.
Отвечая на вопрос о позиции РК по решению афганской проблемы, глава МИД отметил, что все наши партнеры отмечают сегодня “прозорливость нашего президента, который еще на Саммите тысячелетия в 2000 году говорил об этом кризисе”. Он предостерегал, что именно так могут развиваться события. К сожалению, именно так все и произошло.
Министр сообщил, что во внешнеполитическом ведомстве рассматриваются концептуальные подходы решения афганской проблемы, где по пунктам разложены все аспекты афганской проблемы – политика, правительство, военные, экономика, гуманитарные. “Все, что сейчас предлагают в мировом сообществе, во многом совпадает с тем, что мы говорили 1,5 года назад. Актуальность наших концептуальных подходов не утерялась, наоборот, она приобрела особый характер”, сказал дипломат.
Он также подчеркнул, что приобрела особую актуальность и инициатива президента РК провести специальное заседание Совета Безопасности ООН по афганскому кризису. “Нужно поддерживать все действия, которые будут работать на долгосрочный мир в Афганистане. Но квинтэссенцией всего могло бы стать заседание СБ ООН, которое бы дало ясный и четкий мандат для широкомасштабного решения афганской проблемы”, считает казахстанский дипломат.
Отвечая на вопрос относительно участия талибов в предполагаемом коалиционном правительстве Афганистана, Е. Идрисов отметил, что есть группы стран, которые считают, что движение “Талибан” полностью себя дискредитировало и не имеет морального права участвовать в той или иной форме политического устройства страны, политических формах правления Афганистана. Есть также ряд стран, которые считают, что талибы – это не однородная группа и среди них есть умеренные представители, они могли бы участвовать в создании такого правительства.
Е. Идрисов при этом подчеркнул, что заблуждением является отождествление талибов с пуштунами. “Пуштуны - это превалирующая этническая группа в Афганистане, талибы - религиозная группа”, сказал он. Но поскольку существуют разные точки зрения на предмет их участия в политическом устройстве страны, поэтому идут переговоры консультации, чтобы выработать единую форму. А суть одна – в коалиционном правительстве должны быть представлены все влиятельные этнические, религиозные группы, считает глава внешнеполитического ведомства Казахстана.