Казахский язык должен стать основным языком публичной политики - гендиректор МИСП

Глава института считает, что в Казахстане “возникла необходимость расширения сферы применения казахского языка именно в политике”. Казахский язык должен стать, по мнению Е. Карина, “основным средством политической коммуникации, то есть основным средством передачи информации, диалога и общения между властью и обществом, между политиками”.
Придание казахскому языку статуса государственного способствовало его развитию, распространению в обществе. Но для нынешней языковой ситуации характерны некоторые осложнения и они связаны в первую очередь, с ослаблением позиции государственного языка в политической сфере.
Участники круглого стола выразили уверенность в том, что необходимо вывести казахский язык в плоскость политической борьбы, научных споров, общественных и политических дискуссий. Именно на казахском языке должны представлять свои политические заявления представители, как правительства, так и оппозиции. Возможно, установить национальный диалог между властью и политической оппозицией, укрепить непосредственный контакт между властью и гражданами в Казахстане, в определенной степени, удастся с помощью использования в качестве средства политического общения именно казахского языка.
Е. Карин констатировал, что в настоящее время “казахский язык еще не занял своей достойной ниши в политическом и информационном пространстве”. “Наблюдается в большей степени политическая пассивность со стороны многих известных казахстанских политиков, депутатов, госчиновников в использовании казахского языка как основного средства передачи политической информации и как непосредственного средства общения с общественностью и населением страны”.
В связи с этим участники встречи отметили, что политика развития и внедрения языковой политической символики на казахском языке будет способствовать развитию политической речи на казахском языке. Лаконичность, звучность, богатая палитра казахского языка может стать эффективным средством выражения сложной современной политики, которая требует дополнительных разъяснений и бывает трудной для массового восприятия коренного населения.
Для превращения казахского языка в основное средство публичной политики необходимо использовать все имеющиеся средства и каналы передачи информации. В частности, современная политическая реклама, которая используется в ходе предвыборных кампаний и является неотъемлемым элементом агитационной стадии избирательного процесса, вполне может стать эффективным средством и широким полем для развития политической символики и политической речи на казахском языке. Инициировать внедрение казахского языка в политическую сферу через политическую рекламу и другие средства могут политические партии, отдельные политические лидеры и известные авторитетные политики.
Также участники круглого стола с сожалением заметили, что предложение мажилисмена Амангельды Айталы о вводе обязательного требования о знании депутатами-казахами государственного языка не нашло поддержи в парламенте. По их мнению, назрела необходимость принятия нормы, обеспечивающей знание госслужащими казахского языка.