Какие сигналы заложены в Послании президента Касым-Жомарта Токаева, почему курс на цифровизацию, промышленность и развитие человеческого капитала становится важным направлением политики Токаева – эксперт прокомментировал в интервью, пишет Caravan.kz.
- Как вы считаете, какие смыслы и сигналы заложены в Послании президента Казахстана? И как они воспринимаются не только внутри страны, но и внешними партнёрами?
- Внутренняя политика Республики Казахстан является для стран-партнёров и соседей частью общего внешнеполитического дискурса, а Послание — фактической декларацией планов и намерений государства на ближайшую перспективу. В этой связи можно изучать «букву», а можно фиксировать «дух» документа. Постараюсь кратко сделать и то, и другое.
С точки зрения «буквы», отмечаются «обострение глобальной конкуренции», «турбулентность», «риски», что свидетельствует о понимании на государственном уровне основных проблем развития глобальной экономики и геополитических изменений. Обращение к фразеологизму «худой мир лучше доброй ссоры» отражает суть подхода государства к внешнеполитической проблематике. И здесь у Казахстана уже накоплен позитивный опыт посредничества.
С точки зрения «духа» Послание помогает сопоставлять заявления и реальную деятельность государства. Большой блок посвящён инвестициям и инвесторам — это не случайно и обусловлено актуальностью данного вопроса.
- В Послании глава государства подтвердил приверженность курсу на сбалансированную и конструктивную внешнюю политику. Как вы оцениваете этот подход и какое место в «новом миропорядке», по вашему мнению, отводит Казахстану Касым-Жомарт Токаев?
- Казахстан выбрал и придерживается курса «средней державы», что, на наш взгляд, наиболее полно отражает место и роль государства в мировой политике. Кроме того, есть успешный опыт подобного рода инициатив.
- Одной из самых обсуждаемых новостей во внутриполитической жизни страны после Послания президента стала инициатива Касым-Жомарта Токаева о переходе к однопалатному парламенту. Как эта реформа вписывается в логику политической модернизации Казахстана и соответствует формуле “Сильный Президент — Влиятельный Парламент — Подотчётное правительство”?
- В данном случае я вижу в политической реформе и фактическом переходе к однопалатному парламенту попытку реализации более сложных и комплексных подходов к системе управления — частичное перераспределение властных полномочий. Страны с однопалатным парламентом в современном мире — это Дания, Швеция, Финляндия, с одной стороны, и Китай — с другой. Сама формулировка концепции «Сильный Президент — Влиятельный Парламент — Подотчётное правительство» подчёркивает важность каждого государственного органа и его роли. Разделение властей может работать по-разному, главное — эффективность и оперативность в принятии решений.
- Как вы оцениваете цель и курс Токаева превратить Казахстан в полноценную цифровую страну за три года?
- Даже само название Послания президента Токаева “Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию” отражает задачу развития искусственного интеллекта (ИИ) и на его основе развития базовых компетенций государства по его внедрению, контролю и созданию новых норм и правил. Достижения Казахстана в этой сфере, а также позитивный эффект внедрения доказывают, что подобного рода элементы могут существенно повлиять на политику, экономику, социальную сферу, сократить издержки, снизить напряженность.
Смартфон - неотъемлемая часть нашей жизни. И мы сами до определенной степени «цифровизированы», однако во многом это происходило стихийно. Для государства цифровизация — это и путь к расширению взаимодействия государственных органов и рядовых граждан: нет необходимости стоять в очередях, а негативный отзыв может «опубличить» некорректную работу тех же госорганов или подчеркнуть наличие важных проблем на низовом уровне, часто невидимых.
С другой стороны, наши граждане зачастую с настороженностью относятся к внедрению цифровых технологий «сверху» — и это тоже может стать проблемой. Многие опасаются из-за ИИ потерять свою профессию и, соответственно, доход. Здесь поможет только взвешенный подход - через разъяснения, убеждения, отзывы и отклики. Однако за цифровизацией всегда должен стоять человек, это - учитель, врач, участковый и т.д.
- Говоря о приоритетах инвестиций, президент подчеркнул, что акцент теперь должен быть на промышленности и высоких технологиях. Почему этот вектор сегодня критически важен для Казахстана?
- Инвестиционная политика становится все более и более сложной с точки зрения реализации. Так, в период кризисов или «предкризисной» ситуации многие инвесторы стремятся к «фиксации прибыли», сворачивают или замораживают инвестиционные программы и проекты. Так уже было неоднократно - в последний раз мы могли это наблюдать в период международного финансового кризиса 2008 года. Огромная часть инвестиций является иностранными, и здесь важна роль государства, которое выстраивает систему оценки иностранного контрагента, возможности и направления ПИИ в реальный сектор.
Высокая же степень индустриализации экономики означает, что страна может самостоятельно производить необходимую продукцию, она активно включена в международное разделение труда на высоком уровне. Необходимость сохранения промышленности в том числе важна и для «критических» сфер, сферы безопасности. Сложное производство тяжело создать с нуля, но достаточно быстро можно перепрофилировать. Высокие же технологии способны помочь закрепиться в отдельных отраслях, обеспечить опережающий рост экономики.
- Президент Токаев подчеркнул, что Казахстан переходит к экономике знаний. Как в этом плане вы оцениваете озвученные подходы к развитию человеческого капитала в стране?
- В целом «экономика знаний» как словосочетание уже достаточно давно распространено во внутри- и внешнеполитическом дискурсе. Например, «экономику знаний» в качестве модели для развития не так давно приняла Республика Корея. Как отметил президент Касым-Жомарт Токаев в Послании, важным для Республики Казахстан является сочетание науки, образования и инноваций, а также управление этими системами. На фоне международных кризисов единственный возможный выход - развитие собственных национальных, но не обособленных систем. И тут как раз поддержка и развитие инженерных школ, подготовка талантов - выход из ситуации.
- Почему, на ваш взгляд, глава государства уделяет особое внимание подготовке и повышению престижа специалистов рабочих профессий, продвигая в обществе культ человека труда?
- Вопрос созвучен другому, касающемуся развития промышленной базы и реиндустриализации. С одной стороны, в экономиках заметен крен в сторону сферы услуг, с другой - нехватка специалистов среднего звена. Все хотят быть блогерами, и никто не хочет быть сантехником, электриком, сварщиком. Даже несмотря на высокие зарплаты и постоянный спрос на эти профессии. Это странный перекос. Низкий проходной балл на инженерные специальности - в эту же копилку. Человек созидающий не обязательно может быть представителем творческих профессий, любой труд должен быть важен и хорошо оплачиваться, а задача государства - создать для этого условия и возможности.