Повестка переговоров сфокусирована на энергетике, критически важных минералах, транспорте и цифровизации. О том, почему Центральная Азия обретает беспрецедентную значимость, как Казахстан использует формат С5+1 для укрепления своей экономики и суверенитета, рассказывает Д-р Нива Яу, младший научный сотрудник Академии ОБСЕ в Бишкеке, эксперт по политике и безопасности в Центральной Азии, передает Caravan.kz.
– Д-р Яу, анализируя сообщения о визите спецпредставителей США в Акорду накануне саммита C5+1 в Вашингтоне, о чем говорит сам факт отправки столь высокопоставленной делегации и как предстоящий саммит повлияет на долгосрочное расширенное стратегическое партнерство между США и Казахстаном?
– Сам факт приезда делегации такого уровня свидетельствует о том, что для Вашингтона Центральная Азия перешла из категории региональной безопасности в категорию геоэкономического и стратегического развития. Казахстан в этом диалоге является ключевым звеном. Предстоящий саммит C5+1 в Вашингтоне – это возможность закрепить отношения на долгосрочном институциональном уровне. Этот формат позволяет перейти от двусторонних проектов к коллективным, охватывая инвестиции, устойчивость и общую стабильность. Для Казахстана это прямая возможность придать серьезный импульс торгово-экономическому и инвестиционному партнерству с США. Вашингтон видит в Казахстане стабильный и предсказуемый полюс в Евразии.
– На официальной повестке переговоров значились сферы энергетики и критически важных минералов. Как, с геоэкономической точки зрения, Казахстан может использовать свой ресурсный потенциал для укрепления инвестиционного партнерства с США и обеспечения стабильности глобальных цепочек поставок?
– Спрос на критически важные минералы в мире растет экспоненциально из-за глобального энергетического перехода и развития цифровых технологий. Казахстан, обладая этими ресурсами, становится ключевым игроком в обеспечении стабильности глобальных цепочек поставок. Партнерство с американскими компаниями в этой сфере позволит Казахстану не просто экспортировать сырье, но и развивать его глубокую переработку на своей территории. Это соответствует цели Астаны по ускорению диверсификации экономики и обеспечивает США надежность цепочек поставок. Это взаимовыгодная стратегическая связка.
– Президент Токаев подчеркнул возрастающую роль Центральной Азии и ее беспрецедентное единство. Как формат C5+1 способствует укреплению региональной стабильности, и почему США уделяют такое внимание коллективному диалогу с регионом?
– Я бы отметила, что беспрецедентное единство Центральной Азии – это феномен, который усиливает регион на международной арене. C5+1 признает и поощряет этот тренд. Коллективный диалог дает странам больше переговорного веса при обсуждении вопросов безопасности, климата и торговли. США видят в Казахстане не просто двустороннего партнера, но и инициатора многих региональных процессов. Этот коллективный диалог выводит сотрудничество на новый уровень, способствуя решению общих проблем.
– Насколько коридоры через Казахстан важны для американских инвесторов в контексте диверсификации глобальных маршрутов?
– Транзитный потенциал Казахстана сегодня критически важен. Транспортные коридоры через Казахстан, в частности, Средний коридор (ТМТМ), рассматриваются как наиболее надежные и быстрые альтернативные маршруты между Азией и Европой. Они обеспечивают надежность и скорость, что является определяющим фактором для инвесторов. Инвестиции США будут направлены именно на повышение конкурентоспособности, скорости и надежности этого коридора, что позволит Казахстану стать глобальным логистическим хабом.
– В контексте взаимного стремления к расширенному стратегическому партнерству, как, по Вашему мнению, это сотрудничество влияет на геополитическую устойчивость Казахстана?
– Эта поддержка – проявление прагматичной и последовательной многовекторной политики Казахстана. Астана стремится иметь прочные стратегические связи со всеми мировыми центрами силы. Укрепление партнерства с США через C5+1 и двусторонние соглашения усиливает суверенитет Казахстана, поскольку диверсифицирует его внешние связи и обеспечивает Астане большую стратегическую манёвренность и устойчивость. Каждая новая сфера сотрудничества, будь то критически важные минералы или логистика, делает Казахстан более устойчивым к внешнему давлению и дает ему дополнительные геополитические рычаги для защиты национальных интересов.